alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Categories:

Моршане (статья 2014г. , отредактированная на сегодня)

О с.Морша (Большеглушицкий район Самарской области).

  Долгое время об истории рождения в Заволжье села Морша ничего не было известно [что характерно - прим.автора]. Казалось, предки-моршане по безграмотности не оставили о себе никаких следов. Известно только из книги краеведа Петра Яковлевича Русяева, что первыми на этой земле поселились несколько семей башкир и калмыков.
   «Моршанская тайна" открылась совсем недавно - благодаря уроженке с.Морша Валентине Васильевне Лисицыной, многие годы интересовавшейся этим вопросом. По счастливой случайности в ее руки в 2010 году попала церковная летопись.
Из книги стало понятно, что дата рождения села - 1843 год (хотя старожилы настаивают на более ранней дате -1840-й), когда по соответствующему манифесту Екатерины II в этих краях начали отводить земли для переселения государственных крестьян из старых земледельческих районов. В то время чиновник Грузинов показал план, по которому должны селиться будущие моршане, и отмежевал усадебное место на реке Каралык, улицу провел в два планта на три версты, и вскоре сюда прибыли выходцы из Моршанского уезда Тамбовской губернии (отсюда и название села).

Несмотря на то, что пахотных земель в их родных краях хватало [отредактировано, побывав на местности - Прим.автора], и моршане издревле [уточнение], проживая в Тамбовской губернии, занимались речным судоходством (вели торговлю по воде во времена Золотой Орды [уточнение], позже - бурлачили на водяных судах и барках, чтобы заработать себе на жизнь), а на гербе города Моршанска, как дань уважения предкам, по сей день изображен якорь.

В основном - этнически жители Моршанского уезда относились к мордве-мокше. Тамбовская земля начинает заселяться в 5-2 тысячелетиях до н. э. На основе финно-угорских племен, в бассейне реки Цны [а "Цны" ли? - прим.автора] в середине первого тысячелетия н.э. складывается народность "мордва".
   В числе переселенцев с Тамбовской губернии могли быть и «крящены» [они же "мишаре" - Прим.автора]. (Н.В. Никольский. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. - Казань, 1919. - С. 214-226):
"Под именем кряшен известно тюркское племя, принявшее крещение при Иоанне Грозном в половине 16 века и назвавшее себя так в отличие от татар, именующих себя "мосольман" (мусульмане). Кряшены живут в губерниях: Вятской (Глазов., Елаб., Малм., Сарап. уезды), Казанской (Казан., Козмод., Лаишев., Мамад., Свияж., Спасск., Тетюш., Царевококш., Цивил., Чистоп. у.), Нижегородской (Васильев., Сергач. у.), Оренбургской- (Верхнеуральск., Оренб., Троиц, и Челябин. у.), Пензенской (Городищен., Инсар, Керен., Краснослобод., Саран. и Чембар. у.), Пермской (Верхотур., Екатерин., Красноуф., Кунгур., Осин., Охан., Перм., Соликам. у.), Самарской (Бугульм., Бугурусл., Бузулук., Николаев., Новоуз., Самар., Ставроп. у.), Саратовской (Аткар., Вольск., Кузнец., Петров., Сарат., Хвалын. у.), Сибирской (Алатыр., Корсун., Курмыш., Сенгилеев., Симб. у.), Тамбовской (Козлов., Моршан., Тамб., Темников. у.), Тобольской (Тарский., Тобол., Тюмен. у.), Томской (Бийский., Кузнец,,. Мариин. у.), Уфимской (Белебеев., Бирск., Мензел., Стерлитам. у.), Енисейской (Ачин., Краснояр., Минусин. у.), в Акмолин. области (Акмол., Кокчетав., Омск., Петропавл. у.), частью в Семипалатин. Семиреч. и Тургайской области.
Кряшены подразделяются на чисто православных, двоеверов и татарсымаков. Первых большинство. Ко 2-м относятся 1/5 общего количества. Столько же и татарсымаков, т. е. склонных к отпадению в ислам.
В языковом отношении чистые кряшены более сохранили тюркский характер речи, чем две остальные группы. Татарсымаки во многих отношениях напоминают татар-мусульман, оставивших чисто тюркскую речь и склонных заменять ее так называемым татарским-интеллигентским наречием.»

    Из ревизских списков видно, что переселенцев было тысяча душ мужского пола, вместе с ними женщины и дети. Вначале они жили на квартирах в соседних селах, а на выделенных землях рыли саманные землянки. Позже из казны выдавался лес на постройку домов и казенные лошади. Строились в те времена далеко друг от друга, и вытянулась деревня длиной в 7 верст. Построив жилища, моршане обзавелись и утварью. Целинная земля плодородила на радость земледельцам. Развивалось и село. В 1847 году была построена часовня, и священник освятил ее во временную церковь, к приходу которой принадлежала Орловка (ныне село Каралык) в количестве 500 душ. Позже было построено еще две церкви. Никто, кроме престарелых моршан, не вспоминает сегодня о шикарных садах дома богатеев Михеевых, располагавшихся между Тамбовкой и Моршей.
    Открыта, как душа, и речь жителей этого села. Забыть невозможно услышанный однажды преобладающий в их речи южно-русский говор с мягкой буквой "г". Есть у них и свои слова. Например, косяк они называют притолкой, живы и много других высказываний, понятных только моршанам. Самобытный характер, щедрая душа, богатые исторические корни - наверное, именно поэтому на этой земле родилось и выросло много творческих личностей.
   Сегодня население Морши - более 600 человек. Гордость местных жителей и река Каралык. Многое поменялось: и нравы, и быт, но неизменны устои, привезенные предками из далекой Тамбовской губернии, и по-прежнему коренные жители, любя, ласково называют свое село - "Моршанка".

Литература:
- В.В. Лисицына. Моршане. Церковная летопись. –2012.
- И.В. Двухжилова. История Тамбовского края с древнейших времен до середины XIX века: Учебное пособие – 2009.
- Н.В. Никольский. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. - Казань, 1919.
- А.Мамина. Село на клубничном соку.
Tags: Российская империя, Самарская обл., Тамбов, история, клерикализм, личное, нац.вопрос, образование, проекты, сарказм, социология, стратегия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments