alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Category:

Генезис понятия "мордва"

Полагается (как говорят нам наши историки), что впервые упоминание мордвы под названием "морденс" появляется у готского историка Иордана, жившего в VI в. В сочинении византийского императора и писателя Константина Багрянородного (X в.) названа страна «Мордиа». С XI века название «мордва» встречается уже в Начальной летописи и в дальнейшем не сходит со страниц руських летописных сводов.

Так же с тех пор название "MORDVA" фигурирует на всех географических картах и поначалу обозначает обширную территорию от Волги до Оки. Исходя из логики создания этих карт и опираясь на мнение исследователей, которые считают, что "мордва"="морд"+"ва" есть банальное - "человек [живущий] тут" (подобное "литва"= "лит"+ва") - понятие "мордва" относилось к финно-угорским (хотя, без сомнения, там присутствовали и тюркские и индо-иранские составляющие) народностям, проживавшим на означенной выше территории, и появилось как картографическая транскрипция ответа местных жителей на вопрос путешественников (основы знаний для картографов) "кто вы есть?"
При этом та самая "мордва" в те времена никогда так себя не называла, а использовала самоназвание "мокша", "эрдзя"(эрдзянь), "морша", "шокша", "терюхане"(окская мордва), "каратаи".

Выскажу довольно необычное предположение, что понятие "мордва" несло тогда и другое, ментальное значение. Поскольку могло обозначать отличающийся как от тюрок-"степняков" (живших на просторах Великой степи от Арала до Карпат), так и от финно-угров -"лесняков" (обитавших в густых лесах севернее Волги) стиль жизни, а именно - "мордва"="речники".
Ведь именно с названием рек связано самоназвание различных групп "мордвы": "мокша" - проживающие в бассейне реки Мокша, "шокша" - р.Шокша, "морша" - р.Морша (ныне - Цна, и тут весьма интересная историографическая история), "терюхане" (окская мордва) -р.Ока, "эрдзя"(эрдзЯНЬ)- "лесные [проживающие] у реки". Не сомневаюсь, что и название "каратаи" также связано с речной темой. Да и в целом, самоназвания всех финно-угорских народностей так или иначе связаны с водными объектами (реками, озерами).
Вот и советские ученые (В. В. Гольмстен, Е. И. Горюнова и др.) на основании археологических данных отмечают существование в конце I тысячелетия нескольких групп "мордовских" племен:
-"нижнесурская группа занимала северо-западные районы теперешней Чувашской АССР и северо-восточную часть Горьковской обл.; верхнесурская — север Саратовской и восточные районы Пензенской обл.; цнинская группа — западную часть Тамбовской обл. Еще одна группа мордовских племен, по- видимому, обитала по течению Оки, вдоль территории нынешней Рязанской обл. Начиная от устья р. Москвы, вплоть до районов, расположенных несколько ниже впадения Мокши в Оку, найдены остатки древних поселений и многочисленные могильники II—VIII вв., обычно называемые рязанскими. Их инвентарь имеет много общего с предметами типичных мордовских могильников, открытых под Пензой и Тамбовом, на реках Суре и Цне. Сходство прослеживается в обряде погребения, в костюме и украшениях. Именно это племя, по мнению В. В. Гольмстен, было известно его соседям под названием мордвы и с VI в. начало упоминаться в письменных источниках."
Древние же арабские источники свидетельствуют о том, что земли "мордвы" лежали на путях из владений булгар в приднепровские земли и северное Причерноморье (устье Танаиса). Один путь проходил по Волге, Оке, через водораздел Оки и Днепра и далее вниз по Днепру. А другой - по Волге, Оке, Морше(Цне), через водораздел (общую озерно-болотистую местность) по Воронежу и далее вниз по Дону.

Поведенческие отличия "мордвы" также подтверждают ее "речную" ментальность. Исторически представители "мордовских" поселений строили лодки-дощанники, на которых в эпоху Золотой Орды вели торгово-товарный оборот с Бату-Сараем. И именно таким путем в 17-18в.в. целыми семьями расселились по всему течению вниз по Волге вплоть до Астраханской дельты , когда царское правительство начало чрезмерное ущемление "инородцев".
Да и в пантеоне богов мордвы сильна "речная" тема.

И именно с нехристианскими верованиями связано изменение понятия "мордвы" для окружающих народностей как указания на религиозное отличие, начиная с активного расширения ареала влияния Руськой Церкви.
Маститые российские исследователи 18-19в.в. отмечали, что дохристианские верования "мордвы", финно-угорских народностей (мещера, мурома, весь/ильменские словене, меря - все названия имеют "водную" основу-!) и "днепровцев" - фактически идентичны и весьма близки по "субординации святых" с христианскими понятиями "Руськой Церкви" (не путать с РПЦ-!).

Соответственно, с момента принятия христианства (Руськой церкви) жители финно-угорских и тюркских поселений - в дальнейшем как в устном, так и письменном обращении стали называться "руськими людьми". Оставшиеся же верными прежним верованиям "речники"стали идентифицироваться в религиозном плане как "мордва", которые также разительно отличались по религиозным повериям от финно-угров-"лесников".

И только начиная с 18-19 в.в. понятие "мордва" стало нести некий этнический характер, в рамках которого и существует по сей день.

P.S. Внес изменения в первоначальный текст поскольку учитывая последние изыскания, а именно, что "эрд" по-венгерски (давно ушедшие за Карпаты финно-угры) - "лесной", вполне логично предположить, что "эрдзя"(эрдзЯНЬ)- это "лесные [проживающие] у реки".
Tags: "Русский мир", история, клерикализм, нац.вопрос, образование, проекты, сарказм, социология, стратегия, эзотерика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments