alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

"Бегуны". Плоды Раскола.

"Бегуны" - такая организация, которая создавалась с первоначальной целью уйти от какого бы то ни было господства и только в процессе своего развития превращалась также в организацию господства.

Задавленное барином и дворянским государством, крестьянство не имело никаких надежд выбраться из своего положения реальными, земными средствами. Или бежать, как делали "бегуны", или сжигаться, как делали "раскольники" из крестьян, либо вертеться в диком круговороте радений, как делали "хлысты". - иного исхода не было...
Секта "бегунов", основанная беглым солдатом из крестьян Евфимием, - была неким религиозным преобразованием простого бегства крестьян от невыносимых условий жизни.
Евфимий в молодости был под влиянием федосеевских наставников, но после дезертирства, поняв их "двоедушие", ушел от них, и начал новую, самостоятельную проповедь, привлекшую в его ряды таких же людей как он: беглях крестьян, беглых солдат, беглых преступников, бездомных нищих.
Доктрина "бегунов", излагаемая в проповедях, содержала самостоятельную идеологию: в государстве настало царство антихриста; патриарх Никон - лжепророк антихриста (сумма букв его имени в греческой форме Никитос - 666). Вся гражданская жизнь извращена ложными, законопреступными указами - с помощью его посланцев, чувственных бесов. Уничтожены все благочестивые обычаи и учреждения.
"Бегун" не должен иметь "ни града, ни села, ни дома"; должен вечно бегать, быть странником, неведомым миру. Что являлось определенной скрытой "бранью [битвой, сражением] с антихристом" - бранью "противлением его воле и неисполнением его законов".
Ни в скиту, ни в монастыре - нет безопасности, нет спасения; только в лесной чаще, в "палате лесовольной" есть убежище для "бегуна". Там раздаются "гласы архангельские", там легче найти дорогу к горнему граду Сиону от царства от царства "вавилонской любодеицы", где "возвышаются на кафедрах лжеучителя". Теперь "вся пророчества совершаются, предсказания скончеваются", и будет скоро новое пришествие и суд. И придется тогда вопиять насильникам: "Смолу и огнь я пию за прегордую жизнь мою"...
"Бегунство" распространилось чрезвычайно быстро. Оно нашло себе последователей не только среди крестьянства, к нему потянулись также и мелкое городское мещанство, лавочники и ремесленники, для которых заведенные властями порядки стали "мертвой петлей на шее".
Сочувствующие "бегунам", но не желавшие уходить из мира - становились "странноприимцами", обязанных принимать и укрывать у себя "бегунов". Странноприимцы устраивали свои дома специально для лучшего укрывательства "бегунов" с подпольями, тайными входами и подземными ходами. Когда "бегунство" обратило на себя особое внимание властей, были открыты целые "бегунские" деревни, сплошь состоящие из таких домов.

"Бегуны" составляли для себя [в своих записях] "особые маршруты", в которых действительные названия были перепутаны со сказочными, выдуманными прозвищами; так делалось нарочно, чтобы сбить с толку полицию в случае, если такой "маршрут" попал ей в руки.
"Бегунство" не было бы возможно без организации широкой взаимосвязи и укрывательства. Поэтому, возведенное в религиозный догмат, оказалось необычно прочным и жизнеспособным, и потому широко распространилось как наиболее действенная для крестьян форма борьбы с крепостническим бытом на религиозной почве.
(По материалам - Н.М.Никольский "История Русской Церкви")
Tags: Российская империя, Самарская обл., история, клерикализм, конфликтология, нац.вопрос, образование, сарказм, социология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments