alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

CАМАРСКИЙ РЕЧПОРТ В “НЕФТЯНЫХ КОЗНЯХ» РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И США

Блог «Город на реке Самара» регулярно обращается к теме Самарского речпорта, сыгравшего значительную роль в истории Самарского края. Но кроме чисто «самарской» роли есть у него свой вклад и в глобальные темы, одной из которых являлось стратегическое противостояние России и Америки в конце 19 – начале 20в.в. в «нефтянке».
С конца XIX века США и Россия боролись за место на международном нефтяном рынке, именно тогда нефтяники обеих стран начали глобальную ценовую войну.
В 1860-х в Российской империи начался процесс индустриализации, для которой необходимо было решить проблему искусственного освещения, что значительно повышало производительность труда на предприятиях. Но с 1862 года на российском рынке стал господствовать керосин фирмы «Standard Oil» (90% мирового рынка – на том момент), привезенный из американского штата Пенсильвания. В то же время в российском Баку добыча нефти выросла до 26 тысяч тонн (что не имело значения из-за проблем с транспортировкой).

Заработал нефтеперегонный завод купца Василия Кокорева, сколотившего до этого состояние на торговле алкоголем. (Кстати, Кокорев начал вкладывать «нефтяные деньги» в строительство железных дорог, создал крупнейший в России по размерам капитала Волжско-Камский коммерческий банк, и именно Кокорев наряду с Дмитрием Менделеевым активно лоббировал идею отказа от откупов в нефтяном деле и перехода на налоговую систему взаимоотношений государства с производителями).
И тут в историю вмешиваются братья Нобели, прибывшие в Российскую империю по своим оружейным делам, но занявшиеся «нефтянкой». Они успешно и дальновидно внедрили на практике изобретения российских инженеров. Форсунка инженера Владимира Шухова, работавшая на мазуте (который до этого просто выбрасывался) – улучшила показатели двигателей на ж/д и речном транспорте. Кроме ж/д-маршрута «Баку-Батуми» был параллельно был построен и первый в России магистральный нефтепровод длиной 813 километров (инженер Владимир Шухов). Постройка и применение самоходных судов-танкеров для перевозки нефтепродуктов (инженеры-самоучки братья Николай и Дмитрий Артемьевы), тогда как американцы возили их в бочках, — сразу вывели «нефтянку» Россию вперед. С помощью таких судов Нобели возили нефть и керосин по Каспию, и далее вверх по Волге. Часть продукции их товарищества шла в Санкт-Петербург, оттуда – в Ригу, и далее – на экспорт. Это привело к тому, что, т.к. цены на керосин как в России, так и европейском рынке резко понизились, а ассортимент нефтепродуктов расширился, — Россия вытеснила американский «Standard Oil» и со своего рынка, и с Европы.

Кроме того, по всей Волге Нобели создали собственную инфраструктуру для обеспечения танкерных перевозок, т.н. «Нобелевские городки». Астрахань. Царицын, Самара и Нижний Новгород — здесь на прилегающих к Волге пустырях в конце 70-х годов XIX начали строить первые в мире огромные металлические резервуары емкостью в несколько сотен тысяч пудов, которые затем стали обслуживать курсирующую по Волге флотилию танкеров нефтяной компании «Товарищества братьев Нобель».
И тут Самара, имея перевалочную базу «нобелевского городка» на Стрелке рек Волги и Самарки, соединенную веткой с проходящей через город железной дорогой, внесла значительный вклад в завоевании Россией «китайского рынка» (весьма значимого – по тем временам до 60% мирового ВВП). Этому способствовало то, что для транспортировки нефтепродуктов на дальние расстояния, но уже по суше, компания «Товарищества братьев Нобель» разработала и впервые в мире стала использовать на практике металлические вагоны-цистерны, которые сейчас можно увидеть на любой железной дороге.
Построенные на берегу Волги (Самара и Батраки) пристани для нефтеналивных судов товарищества и соединенные с линией Самаро-Златоустовской железной дороги перевалочные пункты стали одними из крупнейших в России перевалочными станциями. Нефтепродукты, доставленные с Кавказа по Волге, перегружались на железную дорогу, и они далее шли по всей России и за ее рубежи как в западном, так и восточном направлении. Наверное, с тех пор многие страны и подсели на российскую «нефтяную иглу». Во многом – благодаря Самаре с ее портовым терминалом «река-ж/д».
Нелишне будет вспомнить и о первом в России примере социально-ответственного бизнеса, к коему имеет отношение Самара. В нашем городе контора «Товарищества нефтяного производства братьев Нобелей» была создана в 1883 году, когда решением городской управы на берегу Волги (у пос.Щепновка) было выделено место под нефтяные резервуары. В Самаре при складах «Товарищества братьев Нобель» к 1914 году уже было построено шесть одно- и двухэтажных жилых домов с печным отоплением, в которых располагались 10 квартир для служащих и еще свыше 20 отдельных комнат для рабочих, которые могли пользоваться общими кухнями. На территории базы работал водопровод, питающийся от собственной скважины. При этом трубы водоснабжения и канализации к тому времени провели даже в квартиры специалистов, что в Самаре начала ХХ века было невиданной роскошью. И все это не считая столовой и прочих учреждений быта.
Такие вот были времена… Используя возможности Реки и связанный с ней производственно-транспортный функционал, это естественное конкурентное преимущество от Природы – Россия закономерно выходила вперед в мировых делах.
Tags: "Город на реке Самара", Каскад, Нац.безопасность, Российская империя, Россия, Самарский речпорт, история, проекты, стратегия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments