С конца XIX века США и Россия боролись за место на международном нефтяном рынке, именно тогда нефтяники обеих стран начали глобальную ценовую войну.
В 1860-х в Российской империи начался процесс индустриализации, для которой необходимо было решить проблему искусственного освещения, что значительно повышало производительность труда на предприятиях. Но с 1862 года на российском рынке стал господствовать керосин фирмы «Standard Oil» (90% мирового рынка – на том момент), привезенный из американского штата Пенсильвания. В то же время в российском Баку добыча нефти выросла до 26 тысяч тонн (что не имело значения из-за проблем с транспортировкой).

Заработал нефтеперегонный завод купца Василия Кокорева, сколотившего до этого состояние на торговле алкоголем. (Кстати, Кокорев начал вкладывать «нефтяные деньги» в строительство железных дорог, создал крупнейший в России по размерам капитала Волжско-Камский коммерческий банк, и именно Кокорев наряду с Дмитрием Менделеевым активно лоббировал идею отказа от откупов в нефтяном деле и перехода на налоговую систему взаимоотношений государства с производителями).
И тут в историю вмешиваются братья Нобели, прибывшие в Российскую империю по своим оружейным делам, но занявшиеся «нефтянкой». Они успешно и дальновидно внедрили на практике изобретения российских инженеров. Форсунка инженера Владимира Шухова, работавшая на мазуте (который до этого просто выбрасывался) – улучшила показатели двигателей на ж/д и речном транспорте. Кроме ж/д-маршрута «Баку-Батуми» был параллельно был построен и первый в России магистральный нефтепровод длиной 813 километров (инженер Владимир Шухов). Постройка и применение самоходных судов-танкеров для перевозки нефтепродуктов (инженеры-самоучки братья Николай и Дмитрий Артемьевы), тогда как американцы возили их в бочках, — сразу вывели «нефтянку» Россию вперед. С помощью таких судов Нобели возили нефть и керосин по Каспию, и далее вверх по Волге. Часть продукции их товарищества шла в Санкт-Петербург, оттуда – в Ригу, и далее – на экспорт. Это привело к тому, что, т.к. цены на керосин как в России, так и европейском рынке резко понизились, а ассортимент нефтепродуктов расширился, — Россия вытеснила американский «Standard Oil» и со своего рынка, и с Европы.
Кроме того, по всей Волге Нобели создали собственную инфраструктуру для обеспечения танкерных перевозок, т.н. «Нобелевские городки». Астрахань. Царицын, Самара и Нижний Новгород — здесь на прилегающих к Волге пустырях в конце 70-х годов XIX начали строить первые в мире огромные металлические резервуары емкостью в несколько сотен тысяч пудов, которые затем стали обслуживать курсирующую по Волге флотилию танкеров нефтяной компании «Товарищества братьев Нобель».
И тут Самара, имея перевалочную базу «нобелевского городка» на Стрелке рек Волги и Самарки, соединенную веткой с проходящей через город железной дорогой, внесла значительный вклад в завоевании Россией «китайского рынка» (весьма значимого – по тем временам до 60% мирового ВВП). Этому способствовало то, что для транспортировки нефтепродуктов на дальние расстояния, но уже по суше, компания «Товарищества братьев Нобель» разработала и впервые в мире стала использовать на практике металлические вагоны-цистерны, которые сейчас можно увидеть на любой железной дороге.
Построенные на берегу Волги (Самара и Батраки) пристани для нефтеналивных судов товарищества и соединенные с линией Самаро-Златоустовской железной дороги перевалочные пункты стали одними из крупнейших в России перевалочными станциями. Нефтепродукты, доставленные с Кавказа по Волге, перегружались на железную дорогу, и они далее шли по всей России и за ее рубежи как в западном, так и восточном направлении. Наверное, с тех пор многие страны и подсели на российскую «нефтяную иглу». Во многом – благодаря Самаре с ее портовым терминалом «река-ж/д».
Нелишне будет вспомнить и о первом в России примере социально-ответственного бизнеса, к коему имеет отношение Самара. В нашем городе контора «Товарищества нефтяного производства братьев Нобелей» была создана в 1883 году, когда решением городской управы на берегу Волги (у пос.Щепновка) было выделено место под нефтяные резервуары. В Самаре при складах «Товарищества братьев Нобель» к 1914 году уже было построено шесть одно- и двухэтажных жилых домов с печным отоплением, в которых располагались 10 квартир для служащих и еще свыше 20 отдельных комнат для рабочих, которые могли пользоваться общими кухнями. На территории базы работал водопровод, питающийся от собственной скважины. При этом трубы водоснабжения и канализации к тому времени провели даже в квартиры специалистов, что в Самаре начала ХХ века было невиданной роскошью. И все это не считая столовой и прочих учреждений быта.
Такие вот были времена… Используя возможности Реки и связанный с ней производственно-транспортный функционал, это естественное конкурентное преимущество от Природы – Россия закономерно выходила вперед в мировых делах.