alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Categories:

Райцентр Знаменка Тамбовской губернии

Специально, чтобы посетить музей Натальи Гончаровой (что была женой А.С.Пушкина), заехали в пгт Знаменка. К сожалению, в силу нонешнего празднично-выходного дня Знаменский краеведческий музей, который располагается в памятнике истории и культуры регионального значения-Главном доме усадьбы Кариан-Знаменское бывшего имения Загряжских-Строгановых, оказался закрыт. (Но ничего - обязательно побываю в нем чуть позже).
Уже и то, что узнал нового или обращал мало внимания, - весьма интересно.
Например, отец Натальи Гончаровой Николай Афанасьевич, а также и ее брат Дмитрий, - служили в Коллегии иностранных дел, где служил и Александр Сергеевич Пушкин. Возможно, это и объясняет подоплеку непосредственного участия императора Николая I в браке Пушкина и Гончарова.
В 1846 году тетка Натальи Гончаровой Софья Ивановна (урожденная Загряжская), вышедшая в 1813 замуж за графа Ксавье де Местра и жившая до 1839 года за границей, дала вольную дворовым Кариана-Знаменского.
Само же имение, носит весьма характерное название - "Кариан", и расположено при впадении реки Кариан в реку Цну (Моршу). Так что вернее (а в музее это и проверим) первоначально поселение называлось "Кариань" (учитывая моршано-мокшанские земли Тамбовщины).
Весьма интересна церковь иконы Божией Матери «Знамение», построенная в этом имении и ныне почти разрушенная (осталась только колокольня), - Наталья Гончарова как раз и была крещена в этой Знаменской церкви (о чем, наверняка, помнит старый дуб, до сих пор растущий недалеко от выступающей в сад стены парадной залы главного дома усадьбы). Церковь была построена в 1743—1745 годах на площади перед барским домом и парком по заказу Александра Артемьевича Загряжского (кстати - одна из первых в Тамбовской губернии каменная церковь). В конце XVIII века к храму были добавлены два придела — святого Николая Чудотворца и святой мученицы Александры.
Перед своей смертью тетка Натальи Гончаровой Софья Ивановна графиня де Местр завещала имение двоюродному племяннику — Сергею Григорьевичу Строганову (чей отец, Григорий Александрович Строганов, являлся сыном родной сестры Ивана Александровича Загряжского — Елизаветы). Его сын Павел Сергеевич Строганов, получив в 1859 году имение Кариан-Знаменское «в вечное и потомственное пользование», отремонтировал двухэтажный барский дом, при котором было возведено каменное ограждение (остатки которого сохранились до наших дней) и благоустроен пришедший в запустение парк. Для реставрации и росписи Знаменской церкви Строганов пригласил мастеров из столицы. По сохранившимся местным преданиям, оформление церкви воссоздавало интерьеры Исаакиевского собора — храма, где был крещён владелец имения. Граф выделил средства на постройку церковно-приходской школы. Кроме школы Строганов содержал аптеку, приёмный покой богадельни, столовые для рабочих. В 1864 году был основан конный завод, на котором разводились рысистые породы (скакуны брали призы на бегах в столице) и велась работа по улучшению породы крестьянских лошадей. В имении работали полотняный и винокуренный заводы, оборудованные механизмами с керосиновыми двигателями. В 1894 году на деньги, выделенные Строгановым, на ветке Рязано-Уральской железной дороги в шести километрах от Кариан-Знаменского была построена железнодорожная станция «Кариан-Строганово». В июне 1896 года были электрифицированы усадебный дом, все служебные помещения и церковь. Тогда же в Знаменском появился телефон. В 1899 году при Знаменской школе Строганов открыл общественную читальню. Владелец усадьбы коллекционировал старинные книги и рукописи, собирал живопись. Он был одним из немногих русских коллекционеров, обративших внимание на произведения ранних итальянских художников. В особняке Знаменской усадьбы находилась часть коллекции Строганова: собрание картин российских живописцев: И. Айвазовского, А. Боголюбова, В. Боровиковского, К. Брюллова, Ф. Васильева, М. Клодта; а также западноевропейских: Скорела, Тенирса, Фрагонара. В Знаменском провёл лето 1869 года Фёдор Васильев, которому Строганов оказывал особое внимание. Окрестности Кариан-Знаменки запечатлены художником в картинах «Деревня», «Мокрый луг», «После дождя».










Теперь, в числе иных публичных мест и учреждений, на месте усадьбы обустроен прекрасный мемориальный комплекс "Подвиг народа бессмертен!", за которым и высится оставшаяся от колокольня церкви иконы Божией Матери «Знамение».












И чуток эзотерики: когда снимал на фото мемориал и колокольню, меня постоянно сопровождало мелодичное воркованье горлинки. Присмотревшись, увидел самца горлинки, восседавшего на голове Солдата(памятника героям Великой Отечественной войны) и к которому периодически подлетала его самочка. Как-то само собой представил, что это воплощенная в них Память Прошлого... И солнце, что мешало мне снимать в его направлении, зашло за тучи, которые открыли Светило, когда съемка была закончена.
(без названия)
Tags: "Русский мир", Тамбов, история, клерикализм, конфликтология, личное, позитив, природа, проекты, социология, стратегия, эзотерика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Аналогия протеста

    Препарируя сутевую составляющую состоявшихся во многих российских городах в прошедшую субботу 23 января протестных акций, выдаваемых в соц.сетевое…

  • Мысли по поводу "третьего сектора"

    В прошедшую пятницу, 22 января с.г., принял участие в ZOOM-конференции Коалиции "Забота рядом", куда был приглашен в качестве представителя НКО,…

  • В Крещенские морозы

    Природа и народный календарь, за прошедшее тысячелетие органично соединившийся с церковным календарем, - в этот зимний сезон идут нога в ногу. Вот и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments