?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Весьма интересной и показательной [относительно генезиса "Русского мiра"] посчитал этимологию слова "печенеги"("печенези"/"печенеж"), которым в нашей евразийской Окумене в Средневековье называли кочевые и полукочевые племена на степных просторах Великого Хазарского каганата, которые особенно заметно (в т.ч. в сфере политики) проявили себя в приднестровских землях.
(К сожалению, довлеющий над отечественной историографией литературный [во многом мифологический] опус «Повесть временных лет», содержание которого идет вразрез и с результатами археологических изысканий и со свидетельствами современников, - явно не способствовал беспристрастному и подчиненному логике рассмотрению происхождения слова "печенеги").

Следует отметить, что иностранные современники определяли эти племена кочевников как "пачинакиты" и отмечали их самоназвание "кангар". При этом в границах Хазарского каганата их разделяли на две ветви, разделом коих был Танаис - как в те времена европейцы называли уже реку Дон [ранее - реку Северский Донец], который географически был разделом между Европой и Азией, а применительно к рассматриваемым землям - между Сарматией Европейской и Сарматией Азиатской.
Так почему же у нас их назвали "печенеги", "печенежский"? Словом явно имеющим свою основу в "прафинно-угорской" лексике - с ее словообразующим аффиксом "-га"/"-жа"(ср. "оне-га"/"оне-жский", "вол-га"/"вол-жский" и т.п.). (Кстати, поселение с названием "Печенеги" существовало на Вятской земле, что ныне - Кировская область).
Разгадка этого весьма проста и логична - и имеет основу в культуре захоронений этих племен. А именно, как отмечали современники, "печенеги" делали свои захоронения в курганах, большинство которых было насыпано за многие сотни лет до средневековой эпохи (т.н. "катакомбная культура") Далекие последователи создателей этих курганов, средневековые кочевники-"печенеги", делали в них впускные захоронения.
А у "прафинно-угров" - углубления, ниши (как естественного, так и искусственного происхождения) обозначались как "печь/пещь". Отсюда - слова "печоры/печеры/пещеры", "печь/пещь", "печурки"-неглубокие ниши в теле печи [явный "пермский" след].
Соответственно, "печенеги"["печь"-"эн"-"ега"]/"печенеж"["печь"-"эн"-"еж"] - вполне понятное для тогдажней евразийской Ойумены обозначение пришедших кочевых племен, "культурной" особенностью которых было "впускные" захоронения своих усопших в древних курганах путем устройства в них "печер".
В пользу высказанной версии говорят и определенные исторические моменты многолетних взаимоотношений "печенегов" , отмеченные современниками относительно Чернигова, Киева, Новгород-Северского, где "печенеги" были основной частью дружин князей(каганов) играли огромную роль в их походах (как дальних, таки в междоусобице) и при этом антропологически были мало отличимы от другого населения этих земель. В их внешнем облике преобладали европеоидные черты, "печенеги" характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно описанию в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза. Кроме того, среди "печенегов" того времени было много "несториан" - последователей христианской Восточной Церкви.
Соответственно можно говорить, что "печенеги"/"печенези"/"печенеж" стали естественной, "своей" частью населения степей евразийской Ойкумены, которая отличалась лишь особенностью захоронений своих усопших.
То бишь, выражаясь современным языком, "печенеги" - это люди "посткатакомбной культуры".

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jan. 8th, 2017 08:52 pm (UTC)
mzs
любопытно
кружком на карте
кто границу волжской булгарии очертил?

аж до саратова похоже маханул.

если по вопросам
северной, западной и восточной границ многие спорят,
то по южной границе ни у кого вроде сомнений нет.

единогласны практически все и халиков и казаков и хузин.

ну если конечно варианты закиева к расмотрению не брать.

дык он это,
того-этого.
чисто-конкретных семитов,
тринадцатое такскзать колено,
чувашей к эрзянам приплёл.=)

...Обратившись к эрзянскому экзоэтнониму чувашей «ветьке»[2][3], М. З. Закиев предположил, что некогда на территории современной Чувашии существовал финно-угроязычный народ веда...


...Чуваши — потомки прежних финно-угроязычных вед; они формировались в процессе тесного общения и консолидации вед с обычнотюркоязычными суасами, в результате смешения финно-угорского и тюркского языков, перевес оказался на стороне тюркского строя, бывшим ведам закрепился и тюркский этноним суаc > чуваш.
Не вошедшая в состав чувашей часть тюркоязычных суасов принимала участие в образовании булгаро-татар.

— Закиев М. З. История татарского народа (Этнические корни, формирование и развитие). /

я достаточно активно контактирую и с эрзянами и с чувашами,
чтобы не заметить разницы.

а граница между хазарией и булгарией
как раз по реке самаре и проходила.

эта версия мне почему-то особенно симпатична.
alexpsw
Jan. 9th, 2017 08:00 am (UTC)
Re: mzs
Видимо, просто упрощено схематично обозначили Волжскую Булгарию.
Всё внимание Хазарскому каганату уделили, "евроупейцы".
А граница Волжской Булгарии[по свидетельствам современников, что подтверждается археологическими изысканиями], да, по р.Самаре проходила. Далее на запад по Итилю, -по югу Самарской Луки с ее "Печенежскими горами"(название, очевидно, от имевшихся там печер/пещер), - потом по р.Сызре(ноне-Сызранка) или чуток южнее по р.Кубре - по р.Суре - и далее по ней на север. И самым западным было большое поселение, где ноне расположен г.Городише (Пензенская обл.), современное имя которому как раз и дали остатки древнего городища.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

alexpsw
alexpsw

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars