alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Categories:

Наблюдения с "пограничного тракта"

Бывают в жизни моменты, когда решение принимается вроде спонтанно, в последний момент, а на деле оно выходит закономерным.
Таки надысь, собираясь ехать в Первопрестольную [выбирая между "М-5" и "М-7"] - остановился на "М-7". Но уже будучи в авто и выезжая за пределы Самары, вдруг решил всё же ехать по "М-5". И не пожалел...
Пройдя Сызрань и реку Крымза, что-то вспомнился недавний "сетевой" разговор о проходившей когда-то в наших краях границе между Волжской Булгарией и Великим Хазарским каганатом [по р.Итиль(Волга)-р.Сызра-р.Сура] - по факту от нонешней Сызрани до нонешнего Городища(недалеко от г.Пенза). И в пути взирая на находящуюся южнее от автодороги "М-5" долину реки Сызра(ноне р.Сызранка), появилось какое-то внутреннее "ментально-энергетическое" чувство сопричастности к истории тех времен, а нонешние топонимы и гидронимы сих мест как бы раскрылись в новом свете, обнажив свою прежнюю сущность. (Такое же чувство было у меня при посещении в 2012г. места, где ранее располагался город Бату-Сарай - столица Золотой Орды).
Представилось - каким серьезным и крупным должно было быть городище Волжской Булгарии на месте нонешней Сызрани. Что логично для поселения, стоящего на пересечении великого торгового речного ["волжского"] пути и знаменитого скотопрогонного тракта и сухопутного тракта, шедшего через Печенежские горы (ноне - Жигули/Самарская Лука).
Судя по-всему с городища Сызрани шел очень серьезный "пограничный тракт" - по вышеописанной границе между Волжской Булгарией и Великим Хазарским каганатом, - который [как и все другие "южные" торговые пути в нашей "евразийской Ойкумене"] защищали и охраняли тюркоязычные "летучие (конные) отряды".
Это и объясняет наличие здесь среди общей массы "финно-угорских" гидронимов - гидронимов явно "тюркских". Таких как река "Балаш"(ноне-"Балашейка") - "постоялый двор" у тюрков [образование этого гидронима схоже с подмосковным топонимом "БАЛАШиха"], и река "Томыш"(ноне-"Томышовка") - тут значение схоже с "расшифровкой" имени "ТохТОМЫШ". И далее по пути до Городища периодически встречаются "тюркские" топонимы.
Не случайно по рассматриваемой территории в период Золотой Орды по этой известной и "нахоженной" дороге прошел уже ямской (почтовый) тракт [обозначая современными названиями: от Сызрани - где-то через Николаевку, Кузнецк, Чаадаевку, Городище, Пензу, Мокшан, Ломов, Спасск, Ямбирно, Шацк - и далее до Москвы], позднее ставший географической основой для Ж/Д на участке Москва-Сызрань(через Пензу).
(Кстати, и обустройство Сурского оборонительного рубежа в годы великой Отечественной - подтверждает стратегическую важность р.Суры как естественного "пограничного"/оборонительного рубежа, что и было использовано в свое время Волжской Булгарией).
И вот в состоянии явно ощущаемой ментальной приобщенности к прежнему "пограничному тракту" (по сути - лишь малой толики Великой истории нашей Великой страны), - ехал по "М-5" (которая так-то идет вблизи Ж/Д) от Сызрани до Пензы, наглядно представляя где шел этот старинный путь и какие поселения на нем стояли.
Tags: "Русский мир", Каскад, Москва, Нац.безопасность, РЖД, Россия, Самарская обл., история, личное, образование, природа, проекты, социология, стратегия, эзотерика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments