
То, что Вода - основа жизни на Земле, это неоспоримый и широко известный факт.
Но, смею предположить, что именно Вода сформировала наш "Русского мiръ" таковым, каков он есть. Рассмотрим сие повнимательней.
Думается, именно отношение к Воде и сам факт наличия водных ресурсов в ландшафте обитания племен евразийской Ойкумены (кою можно очертить - от Алтая до Балтики) определил вид их жизнедеятельности, а именно: в степных и полупустынных просторах с низким присутствием водных ресурсов - кочевой образ, а в лесах с их кровной связью с реками-озерами - в основном оседлый тип. (При этом лесостепная зона как переходная полоса - определила полукочевой вид обитания племен (тут вперемешку встречались и степные кочевники и речные "номады"). И, как утверждают именитые лингвисты (с чьим мнением трудно не согласиться), как раз эта ландшафтно-производственная специфика/"природная компетенцияя"["кочевники" и "оседлые"] стала определяющей для первичного разделения когда-то общего "евразийского языка-койне" на пратюркский и прафинно-угорский. И в лесостепной зоне, что характерно, родственные племена разошлись: более близкие к "степям" стали "тюрками", а более близкие к "водам" - "финно-уграми".
И именно у последних для большинства наличие водных объектов в области проживания и их отношение к водным объектам["компетенция водных номадов" - использование водных путей] стало определяющим для их более конкретной собственной идентификации. Так, в прямой зависимости от имеющих сакральное значение рек/озер самоназывались древние "финно-угорские" народности: "коми" - от р.Кама, "мери" - от оз.Мерь, "чудь - от оз.Чудь, "мокша" - от р.Мокша, "морша" - от р.Морша(ноне - р.Цна), "мещера"("приокская мордва") - от р.Мещера (ноне - река с "балтийским" званием Ока), а также "мурома", "угры", "ижора", "водь" и т.д. - явно гидрологические "этнонимы". При этом только малая часть "финно-угров", не имевшая столь тесной связи с Водой и "компетенции водных номадов", называла себя без отношения к рекам-озерам (например, "эрдзя"- "лесной народ").
Более того, логично предположить, что именно наличие/отсутствие "водной компетенции" является водоразделом между "финнами" и уграми" в ходе дальнейшего развития "прафинно-угров". И если последние["угры"] - это "водные номады", для которых использование водных путей являлось важной частью их жизнедеятельности, то "финны" - вели конкретно "оседлый" вид своего существования, более связанный с ресурсами леса и водных объектов(охота, рыболовство и пр.).
Весьма показательна относительно фактора Воды и сакральная сфера "Русского мiра". У "степных кочевников"["тюрков"] сакральное значение получило Небо и господствующей религией стало Тенгри. А у "водников"["финно-угров"] сакральное значение имела Вода с ее "триединством"(воздух-жидкость-твердь[лед]), которая заняла важнейшую позицию в дохристианских ("мордовских") верованиях.
Думается, что именно сакральность Воды (ее "центральное" значение и триединость) у "финно-угров" - сыграла основную роль в их спокойном и органичном переходе к христианству [в основном - к Руськой Церкви], где Вода также имеет основополагающее значение для вновь обращающегося[обряд крещения водой], а Всевышний - триедин.
И видимо, меньшая роль фактора Воды у "степных кочевников" сказалась на принятии ими-"тюрками" ислама, пришедшего на смену тенгрианству. При этом "тюрки" лесостепной зоны, тесно связанные с реками, - в большинстве своем перешли к христианству (например, "торки"/"берендеи"/"черные клобуки" и "северяне", приняв восточное христианство стали "черкассами", "козаками", а "половцы"/"куманы" и "печенеги" - органичной частью "руських людей").
Интересно, что фактор Воды имел место и в проникновении иудаизма на просторы нашей "евразийской Ойкумены". Потому как "жидовине" (последователи иудаизма) были тесно связаны с городской торговлей и, соответственно, торговыми путями, многие из которых были водными.
Посему можно смело утверждать, что Вода - один из основополагающих элементов генезиса "Русского мiра", имевшая очевидно концептуальное значение при этом.