alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Размышления о Воде

Сегодня, - в день памяти Иоанна Златоуста [обращение к которому способствует прибавлению разума и жизненной мудрости, помогает в духовном образовании] - вполне уместно будет поговорить о "стратегическо-цивилизационном" значении и роли Воды в развитии и самой сути нашей "евразийской Ойкумены". Рассмотреть историю цивилизационного феномена "Русского мiра" - как прямую зависимость от фактора Воды.

То, что Вода - основа жизни на Земле, это неоспоримый и широко известный факт.
Но, смею предположить, что именно Вода сформировала наш "Русского мiръ" таковым, каков он есть. Рассмотрим сие повнимательней.
Думается, именно отношение к Воде и сам факт наличия водных ресурсов в ландшафте обитания племен евразийской Ойкумены (кою можно очертить - от Алтая до Балтики) определил вид их жизнедеятельности, а именно: в степных и полупустынных просторах с низким присутствием водных ресурсов - кочевой образ, а в лесах с их кровной связью с реками-озерами - в основном оседлый тип. (При этом лесостепная зона как переходная полоса - определила полукочевой вид обитания племен (тут вперемешку встречались и степные кочевники и речные "номады"). И, как утверждают именитые лингвисты (с чьим мнением трудно не согласиться), как раз эта ландшафтно-производственная специфика/"природная компетенцияя"["кочевники" и "оседлые"] стала определяющей для первичного разделения когда-то общего "евразийского языка-койне" на пратюркский и прафинно-угорский. И в лесостепной зоне, что характерно, родственные племена разошлись: более близкие к "степям" стали "тюрками", а более близкие к "водам" - "финно-уграми".
И именно у последних для большинства наличие водных объектов в области проживания и их отношение к водным объектам["компетенция водных номадов" - использование водных путей] стало определяющим для их более конкретной собственной идентификации. Так, в прямой зависимости от имеющих сакральное значение рек/озер самоназывались древние "финно-угорские" народности: "коми" - от р.Кама, "мери" - от оз.Мерь, "чудь - от оз.Чудь, "мокша" - от р.Мокша, "морша" - от р.Морша(ноне - р.Цна), "мещера"("приокская мордва") - от р.Мещера (ноне - река с "балтийским" званием Ока), а также "мурома", "угры", "ижора", "водь" и т.д. - явно гидрологические "этнонимы". При этом только малая часть "финно-угров", не имевшая столь тесной связи с Водой и "компетенции водных номадов", называла себя без отношения к рекам-озерам (например, "эрдзя"- "лесной народ").
Более того, логично предположить, что именно наличие/отсутствие "водной компетенции" является водоразделом между "финнами" и уграми" в ходе дальнейшего развития "прафинно-угров". И если последние["угры"] - это "водные номады", для которых использование водных путей являлось важной частью их жизнедеятельности, то "финны" - вели конкретно "оседлый" вид своего существования, более связанный с ресурсами леса и водных объектов(охота, рыболовство и пр.).

Весьма показательна относительно фактора Воды и сакральная сфера "Русского мiра". У "степных кочевников"["тюрков"] сакральное значение получило Небо и господствующей религией стало Тенгри. А у "водников"["финно-угров"] сакральное значение имела Вода с ее "триединством"(воздух-жидкость-твердь[лед]), которая заняла важнейшую позицию в дохристианских ("мордовских") верованиях.
Думается, что именно сакральность Воды (ее "центральное" значение и триединость) у "финно-угров" - сыграла основную роль в их спокойном и органичном переходе к христианству [в основном - к Руськой Церкви], где Вода также имеет основополагающее значение для вновь обращающегося[обряд крещения водой], а Всевышний - триедин.
И видимо, меньшая роль фактора Воды у "степных кочевников" сказалась на принятии ими-"тюрками" ислама, пришедшего на смену тенгрианству. При этом "тюрки" лесостепной зоны, тесно связанные с реками, - в большинстве своем перешли к христианству (например, "торки"/"берендеи"/"черные клобуки" и "северяне", приняв восточное христианство стали "черкассами", "козаками", а "половцы"/"куманы" и "печенеги" - органичной частью "руських людей").
Интересно, что фактор Воды имел место и в проникновении иудаизма на просторы нашей "евразийской Ойкумены". Потому как "жидовине" (последователи иудаизма) были тесно связаны с городской торговлей и, соответственно, торговыми путями, многие из которых были водными.
Посему можно смело утверждать, что Вода - один из основополагающих элементов генезиса "Русского мiра", имевшая очевидно концептуальное значение при этом.
Tags: "Русский мир", Каскад, Нац.безопасность, Россия, история, клерикализм, конфликтология, нац.вопрос, образование, природа, проекты, социология, стратегия, эзотерика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments