?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заканчивая свой рассказ о нашем этногеографическом туре-2018 по Самарскому краю, поведаю немного о нашей конечной точке - деревне Рысайкино Похвистневского района Самарской области, куда мы вечером прибыли от Усинского кургана (гора Лепешка), сделав релакс-остановку на реке Сок.
Весьма и весьма интересные, красивые и историческо-ментально-содержательные там места, на границе Самарской и Оренбургской областей.

Собственно, про само поселение Рысайкино, кое было основано в 1757 году ясачными чувашами ["Рысаем Ляковым с товарищами 20-тью чувашами"] из Аксубая Казанского уезда, - следует написать отдельно, углубившись в тему. Есть поле для исследований, поскольку представляет интерес и причина переселения, по сути ставшего даже не вторичным, а третьим в заселении для этих мест после неблагоприятного исхода битвы Тимура и Тохтамыша, приведшего к катастрофическому опустошению булгарского улуса Золотой Орды. Стоит поразмышлять, что за этим [переселением чуваш из Аксубая] стояло: историческая память ли об оживленном булгарском торговом пути из кипчакских степей в Биляр (последней, "тюркской" столице Волжской Булгарии), недалеко от которого располагался Аксубай, или схожие названия речушек - там и там есть река Савруша [вторичный "фино-угорский" гидроним - "савра(сав+ра=река в лозе/ивняке)+гидроформант "-ша"]...


Но вот на гидронимах у Рысайкино поведаю здесь. Кроме упомянутой выше речки Савруши там протекает и река Тергала (в связи с чем явно неграмотные дорожники поставили указатель "Терегла" и почему на это сквозь пальцы смотрят местные власти - не поддается разумному объяснению -)) !). Название сие является явно вторичным "тюркско"-"финно-угорским" гидронимом: финно-угор."терга" - тер+га="стирающая/полирующая река"(что является характерной особенностью этой речки, в половодье вымывающей свое дно до гранитно-плиточного основания) + "тюркс."гидроформант "-ла".
Нельзя не упомянуть реку Большой Кинель, притоком которой является Савруша, в кою в свою очередь впадает Тергала. Учитывая то, что как и севернее реки Кинель, так и южнее до реки Самара ["финно-угор".гидроним "сама"+"ра"=та самая/"реперная" река] присутствуют древние "финно-угорские" гидронимы, - логично менно в этой сфере рассмотреть этимологию этого названия. И тогда (принимая во внимание часто встречающуюся "финно-угор."трансформацию "-лей" в "-ль") вполне понятно - "кинель"="кинлей" - "кин"+"лей"="зерновая река/река в пойме которой растет много зерновых" (объяснение несколько общее, потому как конкретнее будет -"конопляная река/река, в пойме которой много конопли", и можно предположить, что изначально река называлась "Конлей"). Подобное толкование названия вполне допускает приведенную этимологию и для Большого и для Малого Кинеля, что нельзя сказать о нелогичной (как собственно семантически, так относительно "ландшафтной компетенции" первичного населения), но принятой ноне этимологической версии "кинель"="кин"+"елга" - тюркс."широкая река".




Конечно, нельзя не упомянуть характерную особенность ландшафта тех мест. Поскольку там четко видна "природная" граница между "финно-угорским"-лесно-речным ландшафтом и "тюркским"-степным ландшафтом. И это прямо указывает, что когда-то там по холмам Бугурусланской возвышенности проходила граница Волжской Булгарии и, соответственно, проходил "товарообмен" между "степняками-кочевниками", с одной стороны", и "речными номадами"/"лесняками", с другой. Вполне естественно, что в этих местах проходили торговые пути и располагались "базары"/рыночные площадки (одной из широко известной было место, где ноне город Бугуруслан). И, кстати, это обстоятельно подтверждается и объясняет те находки, кои были нам продемонстрировали в Рысайкино и найдены в тех местах. Это и булгарский серебряный пояс, и католический подсвечник 16 века, а из более позднего - палаш 19 века.








И, само собой, учитывая, что часть чувашского населения Рысайкино придерживается традиционного старинного, дохристианского вероисповедания, в последний день своего этногеографического тура-2018 мы не преминули посетить местное "языческое" кладбище с его юпа-куга (из дуба - для мужчин и из липы - для женщин), рядом с которым усопшему кладется в обязательно порядке весло, ведро, чашка, кружка, ложка и продукты - для его последнего пути в мир иной.








А перед этим оказали дань уважения главному святилищу-Керемети, где на берегу речки Тергалы установлен сакральный столб (олицетворяющий "мужское начало" в "языческом" веровании чувашей).



И после всего этого наша "экспедишн" спокойно и умиротворенно, по автодороге "Похвистнево-Кинель-Самара" возвратилась в начальную точку этногеографического тура-2018 по Самарскому краю.