?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В свете случившегося сегодня подписания Константинопольским патриархом Варфоломеем квази-автокефального томоса для созданной властями "неоГалиции" (коей по сути и является постмайданная Украина) "Православной церкви Украины"(ПЦУ) и как бы в тему внутриконфессиональных последствий от этой самой ПЦУ - весьма актуальным видится пост полуторагодовой давности "Вий" Гоголя как религиозный маркер "украинства", который и напомню:

"Перед тем как собственно рассмотреть знаменитое гоголевское произведение "Вий" через "конфессиональную" призму, следует повнимательнее рассмотреть личность самого автора этой, принятой считать "мистической" повести. Потому как Николая Васильевича Гоголя принято считать, - так же как и его современника Александра Сергеевича Пушкина [в нашем случае оказавшим значительное влияние на Гоголя], - лишь одним из классиков русской литературы, незаслуженно опуская, что он был профессиональным историком и этнографом вкупе со гос.службой в весьма "интересных" ведомствах российского императора Николая I - и это указывает прямо указывает на его глубокие познания в конфессиональной теме России, особенно в землях Малороссии, где позже пышным цветом расцвело ментально-религионое явление "украинства".
Николай Гоголь, что может многое объяснить, отметился службой как в Третьем отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии [на минуточку - высший орган политической полиции Российской империи, вплотную занимавшийся делами "Раскола"], так и в департаменте уделов.
Как и сказал выше, значительной влияние на Гоголя оказало знакомство с знаменитым тогда уже А.С.Пушкиным, который являлся "личным порученцем" Николая I и много исследовал тему Раскола в различных губерниях Российской империи как причину и благодатную почву для "бунтарства населения российского". И вполне обоснованно можно предположить, что как раз после общения с Александр Сергеевичем по этнографически-религиозным вопросам Николай Васильевич [ставший уже известным русским прозаиком - после выхода в свет красочно изображавших быт Малороссии повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»] - написал в 1834г. несколько статей по истории западного и восточного средневековья (непосредственно завязанной на генезисе христианской Церкви и противостоянии ее "западной" и "восточной" ветвей), а также написал вошедшие в сборник "Миргород" эпическую повесть «Тарас Бульба»[впоследствии полностью переработанной автором] и самое невероятное и мистическое [по оценкам литературоведов и устоявшейся характеристике] из всех гоголевских произведений - имеющую серьезный религиозный подтекст повесть «Вий», которую и рассмотрим повнимательнее.

Нельзя не отметить, что повесть "Вий" стоит особняком в творчестве писателя. Это произведение в свое время не было оценено по достоинству критиками. Белинский назвал повесть «фантастическою», лишенной полезного содержания. Но сам Николай Васильевич придавал этому произведению большое значение. Он несколько раз его переделывал, удаляя подробности описания ужасных сказочных существ, погубивших главного героя.
Примечательна фигура самого Вия [демоническое существо, способное убить одним только взглядом], чей образ и воплотил в своей повести Гоголь. Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко». При этом, вопреки устоявшемуся в среде литературоведов представлению о нем как о "древнем славянском демоническом существе" - нигде более как в повести Гоголя упоминания "Вия" не имеются. Несмотря на то, что в примечании к книге Гоголь писал, что повесть "Вий" является народным преданием, а он изложил события в точности так, как слышал их, ничего не изменив, - специалисты до сих пор не нашли ни одного фольклорного произведения, которое бы максимально было похоже на повесть "Вий".
И тут стоит вспомнить о весьма отличном от остальной "евразийской Ойкумены" религиозном окрасе правобережья Днепра [что в основном и было землями Малороссии], породившим такое социально-религиозное явление "как "украинство". А именно - большом влиянии Ватикана[Западной Церкви], которое проявлялось как в греко-католических приходах, так и в униатских церквях. Кроме того именно выходцы из униатской по сути Киево-Могилянской духовной академии де-факто сформировали в Русском царстве "постраскольную" РПЦ и явились инициаторами жестоких гонений на представителей Руськой Церкви[Восточной Церкви, считавшей Западную Церковь ввергшейся в "дьявольщину"], результатом чего стало появление различных "староверческих" толков.
И рассматривая гоголевский "Вий" в этом ракурсе, вроде бы "мистическое" содержание повести «Вий»-достаточно просто и логично, как и ее сюжет. Где три студента киевской "униатской" бурсы-типичные представители Малороссии, любой стресс снимающие чаркой горилки и хорошей закуской, сбившись с пути, забрели на какой-то хутор, хозяйка которого оказалась ведьмой, и где один из семинаристов по имени Хома Брут приглянулся этой представительнице темного царства, что затем повлекло вначале ее смерть, а затем и смерть самого Хомы, который перед этим три ночи отпевал в церкви покойницу-ведьму.

В своей повести Н.В.Гоголь весьма четко и с явным "содержательно-религиозным" намеком [на что исследователи от литературы как-то не обращали должного внимания] описывает вроде бы обычную христианскую церковь, где "униатский" киевский семинарист служил службу по отпеванию покойной панночки. И где каждая служба для него была ужаснее предыдущей: ведьма вставала из гроба, летала в нем под куполом храма, потом ей на подмогу в церковь пришло много нечисти, а затем привели их "начальника" по прозвищу Вий. Который увидел Хому, отчего семинарист умер от страха до первых петухов.
То бишь, автор повести показывает, что эта типичная церковь униатско-католического "украинства" - по сути не является "светлой" Церковью как таковой, не является защитным домом для христианина, но легко впускает в себя "бесовство". Которое, что характерно, боится "первых петухов", кои так-то относятся к дохристианским верованиям.
И в окончании своего произведения Н.В.Гоголь весьма откровенно показал, к чему в духовном плане ведет католически-униатское по основе "украинство": "так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги", а поверивший в эту "бесовскую квази-церковь" - не найдет спасения своей Душе.
Ибо Добро и Зло ведут за душу человека постоянную борьбу. Но, если сам человек не хочет совершенствоваться, а просто плывет по течению, то рано или поздно он становится уязвимым. Поэтому будущие духовные пастыри, которые постоянно пьют горилку и заботятся лишь о том, чтобы сытно поесть и хорошо поспать, уже впустили нечисть в свои души. И от такого равнодушия Гоголь всячески стремился уберечь современников и потомков, не забыв при этом в своем "Вие" обнажить и несоответствие "бесовской квази-церкви" настоящей Церкви."

Profile

alexpsw
alexpsw

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars