alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Category:

О "тюркском" по сути ойкониме "Киев" (и иных его наименованиях)

Рассматривая этимологический аспект ойконима [вид топонима] "Киев" ("священной коровы" для созданной с середины 17в. официальной версии отечественной историографии), следует сразу принять во внимание географические условия его расположения. А именно - на берегу довольно крупной реки в приднепровских землях, являющимися частью причерноморских степей, кои, в свою очередь, являлись вмещающим ландшафтом для различных кочевых племен.

Как и было отмечено выше, рассматриваемая степная территория в начале I тыс.н.э. была местом обитания кочевых по своему укладу жизни племен. По различным и никем не оспариваемым свидетельствам современников приднепровские степные просторы считали своими скифы, сарматы, к которым несколько позже пришли аланы, авары, гунны.
Еще великий эллин Клавдий Птоломей в своем знаменитом труде "Руководство по географии", описывая европейскую Сарматию, указал поселение "Амадока" на реке Борисфен (нонешнее название - Днепр), которое по мнению многих исследователей было расположено на то месте, где потом и появилось поселение "Киев". В описании также отмечены проживавшие в тех местах "амадоки" и "навары", первые из которых, представляется очевидно связаны с поселением "Амадока", а вторые - есть кочевые племена аваров.
Можно согласиться с мнением В.С. Яновича о происхождении названия "Амадока", считающего, что поскольку об Амадоке сообщает древнегреческий географ, то логично заглянуть в словарь древнегреческого языка, где указано, что "амадока" означает – брёвна или плахи, соединенные вместе, то есть плот или бревенчатый настил, который является неотъемлемой частью перевоза-переправы через реку, так же как и забитые в дно реки кии. Данное обстоятельство также указывает на то, что проживавшие там "амадоки" по своей "производственной компетенции" и ментальности были "речниками" в отличие от степных кочевников "авар".

Логично предположить, что случившаяся утеря названия "Амадока" напрямую связана с аварским переселением в VIв. на запад через Карпаты в Центральную Европу, где они создали государство Аварский каганат (VI—IX вв.).
При этом само поселение, жители которого исторически занимались обеспечением перевоза-переправы через крупную реку. По мнению исследователей, этот перевоз-переправа через большую реку, вероятнее всего, был стационарным и представлял собой некое подобие понтонного моста [подобные сооружения были известны с глубокой древности], состоявшего из ряда лодок, накрытых бревенчатым настилом. На Днепре, который не так глубок и имеет песчаное дно, наиболее простым и надежным способом удержания моста от сноса течением было – забить в дно ряд свай и к ним привязывать лодки. Сделать это можно было зимой со льда, через проруби. По такому перевозу-переправе могли передвигаться обозы с гружеными телегами, перегоняться скот и т.п. Несомненно, что для обслуживания такого инженерного сооружения, демонтажа его на зиму (чтобы не снесло весенним ледоходом) и монтажа весной, необходимо было иметь соответствующую, связанную с рекой компетенцию.
Думается, что современное название рассматриваемого поселения "Киев", появилось после VIв. - с приходом с востока на освободившиеся после ушедших на запад авар причерноморские степи и закреплением там "тюркских" кочевых родов (коими стали в ходе генезиса скифские роды, проживавшие в степном ландшафте, определившим их жизненный уклад, сакральные представления и ментальность), зафиксированные названия которых "половцы"/"куманы", "торки"/"берендеи"/"черные клобуки", "северяне". При этом, в "тюркских" языках встречается понятие "кий", обозначающее длинную узкую лодку, имеющую острые обводы, что помогает легко преодолевать встречное течение воды. Учитывая, что подобные формы по всей видимости и имели наплавные элементы перевоза-переправы (заостренные в сторону быстрого речного течения бревна и/или выдолбленные лодки, на которые устанавливался настил), пришедшие в приднепровские земли "тюрки" стали называть поселение "Амадока"[эллинский ойконим] на свой "тюркский" лад - "Кий", а его жителей - "киянами" (что и отражало сущностную компетенцию и поселения, и его населения).
(Судя по-всему, отсюда пошло и название "киювание" - существовавший в Малороссии промысел по речному перевозу на плотах/лодках груженых телег и скота.)
Что характерно, в старинных летописях, описывающих житие-бытие Киева в 10-11в.в., существует четкое разделение проживавшего в граде и его округе населения на "киян" и кочевых "торков"/"берендеев"/"черных клобуков", что явно указывает на некий социальный конгломерат "финно-угорского" уклада "речников" и "тюркского" уклада степных кочевников (думается, отсюда на самом деле и идут корни у существующего издревле в Киеве топонима «Угорское урочище»).
Логично предположить, что в соответствии с существовавшими тогда традициями - и старейшину/"главу" этого поселения также стали называть "Кием", от чего, соответственно, и появился "тюркский" по сути ойконим "Киев".

Вполне объяснимо, что благодаря перевозу-переправе через Днепр, ставшей удобным местом пересечения сухопутного торгового пути "Восток-Запад" и речных путей по Днепру "угорско-тюркское" поселение "Киев" стало весьма удобной торговой площадкой-средоточием торговли товарами с четырех сторон света, что и отмечалось путешествующими современниками. В связи с этим в Киеве появились фактории иноземных купцов различных конфессий , склады, торги (современниками отмечалось, что в центре Киева располагался иудейский "квартал", рядом с которым находились армянский и кельтский "кварталы"). Надо полагать, что содержание дружины для защиты всего этого хозяйства и "обслуживающего персонала" с лихвой окупалось мытом, взимаемым за проезд по перевозу-переправе через Днепр.
Также следует отметить, что византийский император Константин Багрянородный в середине Xв. писал про существовавшее тогда второе название Киева — "Самватас"/"Самбатас", что указывает на его отношение к Великому Хазарскому каганату. И может означать: в "тюркской" версии - «верхнее укрепленное поселение» (что можно было бы принять, учитывая географическое положение Киева как "верхнюю", северную окраину Хазарского каганата), а в "иудейской" версии - указание на проходившие у реки субботние торги (от "Самбатион" - "субботняя река", которая в иудейской литературе протекала на краю земли в стране потерянных десяти Израильских колен).
В то же время, учитывая "угорскую", "речную" компетенцию оседлой части жителей рассматриваемого поселения, можно покопаться в "угорской" семантике. Где название "Самватас" может указывать на "временную речную переправу-перевоз", что по сути соответствует семантике других, "внешних" названий рассматриваемого ойконима (и греческого - "Амадока", и "тюркского" - "Кий"/"Киев") и могло быть "угорским" самоназванием поселения в период Великого Хазарского каганата.
Tags: "Русский мир", Запад, Каскад, Нац.безопасность, Россия, геополитика, история, кельты, клерикализм, конфликтология, нац.вопрос, образование, природа, проекты, социология, стратегия, эзотерика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments