?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В нонешних суровых зимних условиях как не обратиться к происхождению метеонимов "пурга" и "буран", семантически одинаковых и означающих по сути одно природное явление-снежную метель?!
И чем интересна этимология перечисленных в названии поста слов - так это тем, что она весьма характерна для генезиса "Русского мiра" [уникального социального феномена, сформировавшегося на просторах нашей "евразийской Ойкумены"].

С этимологией слова "пурга" - всё на поверхности и лежит чисто в "финно-угорской" плоскости: "пурга"="пур"[фин.уг."клубиться"]+"-га"["финн".формант, указывающий на связь с водой]="снежная метель".
А вот уже означающий то же природной явление слово "буран"["буран"="бур"+"ан"] несет в себе уже "тюркское" влияние, на что указывает как твердое и характерное окончание слова-"тюрк."формант, указывающий на связь с водой (на чисто "финно-угорском" это было бы как "буранЬ"), так и основа "бур"=«крутить, сбиваться», которая фонетически также близка с фин.уг."пур".
Можно предположить, что слово "пурга" изначально применялось населением лесных территорий, определившим "финский"(оседлый) уклад жизни, а вот уже в степных просторах, определившим "тюркский" (кочевой) образ жизнедеятельности применялось слово "буран". При этом в лесостепном ландшафте с "угорским" (речном номадическом) укладе жизни населения, взаимосвязанного с "тюркскими" соседями - в ходу были "и пурга" и "буран".

Этимология вышеупомянутых метеонимов дает и весьма простую разгадку семантики слов "Пургас", "буртас", "бурлак".
"Пургас"- известный в свое время "эрдзянский" инязор (предводитель племенного союза "эрдзя"["лесные люди"]), принявший восточное христианство вместе со своей дружиной (отчего они упоминаются современниками как "пургасова русь") и построивший в соем городище первый христианский храм в месте впадения в Волгу Оки(где ноне г.Нижний Новгород), который был затем сожжен при захвате пургасова городища дружиной князя Юрия Всеволодовича из Володимери. Имя инязора "Пургас"="пург"+"ас" - легко понимается как "бурный/неукротимый/неистовый верховный предводитель".
Принимая во внимание лесостепной ландшафт обитания населения, кое обозначалось как "буртасы", логично предположить, что так называли себя в социуме, ведущем полукочевой (как степной, так и речной) образ жизни, и это понималось как некий "номадический союз"(на что указывает основа "бурт"="сбиваться, двигаться" - схоже с "тюркским" суржиком "гурт") проживающего на идентифицируемой территории народа (одно из семантических значений форманта "ас"). И вполне обоснованно, что данный социум был "угорско-тюркским" - неким социальным феноменом, сложившемся в определенный период этногенеза на просторах нашей "евразийской Ойкумены" (от Идели/Волги до Морши/Цны) между степными, чисто "тюркскими" родами" и лесными "финно-угорскими" родами.
Образовавшееся же гораздо позднее слово "бурлаки", коими называли сборные команды наемных работников, тянущих по Волге суда и в основном состоявших из жителей булгарских земель (территория Волжской Булгарии/булгарского улуса Золотой Орды/Казанского ханства/Казанской губернии) - также имеет семантическую основу "бур", что и в слове "буртас". Только "бурлак" - указывало на профессиональный характер собравшегося/сбившегося для движения социума, в отличие от "буртасы", указывающего на определенный жизненный уклад.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Feb. 1st, 2019 03:21 am (UTC)
mzs
...А вот уже означающий то же природной явление слово "буран"["буран"="бур"+"ан"] несет в себе уже "тюркское" влияние, на что указывает как твердое и характерное окончание слова-"тюрк."формант, указывающий на связь с водой (на чисто "финно-угорском" это было бы как "буранЬ"), так и основа "бур"=«крутить, сбиваться», которая фонетически также близка с фин.уг."пур"...

я так думаю,
заимствование из арабского.

у тюрок их много.

а арабы сравнивают лошадь с ветром.

...По поводу сотворения лошади интересно мусульманское священное предание о том, что Аллах создал лошадь из ветра, как он создал затем первого человека Адама из праха земного. Вот это предание.

"Когда Аллах захотел создать лошадь, он сказал южному ветру: "Из благоволения к тебе я желаю сотворить живое существо из тебя к прославлению Моих святых и к уничтожению Моих врагов, а посему внимай и сгусти себя!" Южный ветер отвечал: "Исполню Твою волю, Владыко". И ветер сгустил себя. Затем пришёл ангел Джебраил (Гавриил), взял горсть этой материи и представил её Аллаху, который сформировал из этого вещества тёмно-гнедую лошадь...

ветер + цвет.
белая масть

...Он привел Мухаммеду чудную по качествам белую лошадь, какую пророку никогда еще не приходилось видеть; и действительно, она отличалась от всех животных, кем-либо описанных раньше. Лицо у нее было человеческое, но щеки — лошадиные; глаза подобны гиацинтам и блестели, как звезды. Ее орлиные крылья сияли светлыми лучами, и все туловище сверкало алмазами и драгоценными каменьями. За свою лучезарную красоту и невероятную быстроту эта кобыла звалась Бурак, или «молния»...
alexpsw
Feb. 1st, 2019 07:19 pm (UTC)
Re: mzs
Не соглашусь с "арабской" версией. Уж слишком это сложно и нелогично.
В то же время "тюрки" были и ментально, и родами близки с "финно-уграми", поскольку являются следствием генезиса "скифов" - как исторический результат разделения жизненных укладов в зависимости от занимаемых природных ландшафтов.
Посему вполне логично, что "пур" и "бур" - и семантически равны, и фонетически близки.
(Anonymous)
Feb. 2nd, 2019 02:06 am (UTC)
mzs
...В то же время "тюрки" были и ментально,
и родами близки с "финно-уграми"...

если о том времени,
то по вашему утверждению было койнэ,
какой-нибудь пуран.=)

alexpsw
Feb. 2nd, 2019 06:10 am (UTC)
Докрутим до возможного
Когда еще было на уровне койнэ, то скорее всего было общее понятие "пур"/"бур".

Edited at 2019-02-02 06:10 am (UTC)
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

alexpsw
alexpsw

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars