alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Category:

И не так уж всё радужно

О явной "ложке дегтя" для слащавых победных реляциях по поводу первого полета лёгкого военно-транспортного "Ил-112В", говорится в статье Владимира Леонова "ИЛ-112 как зеркало авиапрома", вышедшей в весьма уважаемом еженедельнике "Аргументы недели":

Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), особенно её транспортному дивизиону, впору устраивать праздник – в прошлую субботу в Воронеже первый полёт совершил лёгкий военно-транспортный Ил-112В. А в понедельник в Ульяновске сдали заказчику первый серийный Ил-76МД-90А. Можно сказать, ильюшинцы делом отметили 125-летие со дня рождения великого авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина. В то, что день юбилея случайно совпал со взлётом первого в постсоветской истории абсолютно нового транспортника, поверить трудно.
Но у «Аргументов недели» после крещения Ил-112 небом появилась и несколько настораживающая информация. Сразу отметим – к ОАК и руководству ильюшинской фирмы вопросов нет. Почти нет.


Мы строили, строили и наконец построили…
Симпатичный самолёт. Самолёт-функция. Вся его внешность говорит о предназначении – возить грузы и технику, в том числе армейские УАЗы, десантировать парашютистов, приземляться и взлетать с грунтовых и ледяных полос. Мощные «вездеходные» шасси, рампа, широкий фюзеляж. Из-за этого он смотрится таким, с позволения сказать, пузатиком. Грузовой отсек куда просторнее, чем у одноклассника от «Эрбаса» С‑295 и основной рабочей лошадки нашей военно-транспортной авиации (ВТА) Ан-26. Некоторые «умники» на федеральных телеканалах объявили, что Ил-112В – чуть ли не импортозамещение, что «это замена украинским Ан-26». Нет, не украинским, а советским. Да, Ил-112В идёт на смену именно Ан-26 – заслуженный самолёт выпускался с 1969 по 1986 год. И по ресурсу эти замечательные для своего времени машины скоро пойдут под списание. Поэтому замена нужна, и, как говорится, «уже вчера».
Мне доводилось летать на армейских Ан-26, и ощущение крепко скроенного самолёта возникает с первой минуты. Но шумные винты, неэкономичные по сегодняшним меркам двигатели, средний часовой расход топлива на крейсерском режиме более чем вдвое выше, чем у «Ильюшина», – 1190 кг в час против 500. Экипаж «Ан» – 6 человек, у «Ил» – 2. Военные, правда, потребовали организовать ещё рабочее место для штурмана, и здесь вышла недоработочка – мало места для ног, но на серийных машинах это исправят. Зато с точки зрения гражданского использования, а самолёт, без сомнения, попадёт в коммерческую эксплуатацию, двучленный экипаж полностью соответствует современному положению дел в авиации.

История создания этого самолёта полна противоречий. В 2004-м проект победил в конкурсе Минобороны на разработку лёгкого военно-транспортного самолёта. Планировали поднять первый Ил-112 в 2006 году, в 2007-м – построить установочную партию. На Воронежском акционерном самолётостроительном обществе(ВАСО) начали готовить стапели и оснастку. Но финансирование было нестабильным, работы шли ни шатко ни валко. А в 2011-м вообще всё остановилось - Минобороны прикрыло проект, предпочтя украинский Ан-140, чьё производство наладили в Самаре. Но Ан-140 российской сборки похоронили, естественно, «добрые» отношения с Незалежной. Помню, в те годы при посещении ВАСО мне показывали участок, где должны были делать элементы фюзеляжа
Ил-112 – тишина и ни души. Хорошо, не сдали железо как металлолом. Потому что в 2013-м работы возобновили. Самолёт, который подняли 30 марта, оказался перетяжелён, но уже следующая машина
будет полностью соответствовать утверждённому заказчиком техническому заданию(ТЗ)
, это гарантировал главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов в интервью «Аргументам недели» ещё в прошлом году.

Ложка дёгтя…
Экипаж под командованием шеф-пилота «Ильюшина» заслуженного лётчика-испытателя, Героя России Николая Куимова давно готовился поднять самолёт в первый полёт. В одном из интервью он сказал, что по-настоящему интересно в первый раз поднять самолёт в воздух. Этого не делают ни на заводе, ни в армии. Именно поэтому работа на фирме – мечта любого лётчика-испытателя. Они первые!
Но подвели турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ. Тут вылезла известная проблема Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) – сначала громко объявить о создании «новейшего отечественного авиадвигателя, лучшего в классе», а потом тихо сопеть в тряпочку и пытаться на протяжении нескольких месяцев привести эти самые двигатели в работоспособное состояние, срывая раз за разом даты начала лётных испытаний.
В итоге самолёт полетел! Ура! Через 40 минут успешная посадка – ответственные и просто зрители из числа работников с облегчением выдохнули… Но у всех, кто следил за первым полётом,
остался вопрос: почему именинник зарулил с взлётно-посадочной полосы на перрон к встречающим на одном левом двигателе? Сначала выдвигалась версия, что двигатель отключён, чтобы случайно
не размолотить винтом особо активных встречающих. Потом – так положено для экономии топлива. И уже позже журналисту «АН» источники в отрасли подтвердили опасения: «В конце полёта, за считаные секунды перед посадкой, на высоте 30 метров двигатель отказал и зафлюгировался».
К счастью, без катастрофических последствий.
Случись это на взлёте, экипажу испытателей было бы не до поздравлений.
Лётчики, конечно, посадили бы самолёт и на одном двигателе, на ильюшинской фирме работают профессионалы высшего класса. И всё же это реальная предпосылка к лётному происшествию.
Надо отметить, у ОДК, а точнее, у «ОДК-Климов» времени поработать над надёжностью ТВ7-117СТ было предостаточно. Основа ТВ7-117 создавалась в 80-х годах прошлого века, двигатель устанавливался на первые экземпляры регионального лайнера Ил-114. Именно ненадёжная работа, отказы в полётах привели к тому, что на самолёт, который строили в Ташкенте, стали устанавливать канадские двигатели Pratt&Whitney PW127H. Ну а версию ТВ7-117СТ, заточенную под
Ил-112, повышенной мощности, начали производить в 2016 году
.
Чем сложившаяся ситуация грозит программе лётных испытаний нового самолёта? По стечению обстоятельств в самое ближайшее время заводскую взлётно-посадочную полосу аэродрома Придача закрывают на полную реконструкцию. Её делали в 1970-х под первый отечественный аэробус Ил-86. И сейчас она представляет собой печальное зрелище, тянуть с капитальным ремонтом, который займёт не меньше года, нельзя. Поэтому срочно требуется перегнать Ил-112В на аэродром
Раменское (Жуковский) для продолжения лётных испытаний, а то взлетать будет просто неоткуда. И сейчас у специалистов «ОДК-Климов» должно быть состояние полной мобилизации и аврал. Но вместо этого успокаивающие релизы руководителей двигателестроения. Вот слова генерального
директора ОДК Александра Артюхова: – Разработка двигателя ТВ7-117СТ – это важнейшая программа ОДК и авиационной отрасли в целом, создан новейший турбовинтовой двигатель для военно-транспортной и региональной авиации.
Вице-премьер, курирующий ОПК, Юрий Борисов подтверждает крайнюю заинтересованность государства в этой программе: – Ил-112В – это не только транспортник, но и уникальная платформа, которая может быть использована для большого круга военных и гражданских целей. Машина строится полностью из отечественных комплектующих, будет оснащаться оборудованием на российской элементной базе. Наша общая задача – сделать самолёт, который не уступает современным зарубежным аналогам.
Трудно не согласиться, тем более что потребность ВТА в самолётах этого типа оценивается не менее чем в 100 единиц. Так что же предложит самолётостроителям ОДК? Надёжность двигателей или очередные победные реляции? На поклон к канадцам идти как-то не хочется. Да и на военно-транспортные самолёты для Вооружённых сил России они свои движки не продадут ни за какие деньги.
Tags: "мудрые законодатели", Запад, Москва, Нац.безопасность, Россия, СССР, Самара, Экономика, авиация, геополитика, деструктив, конфликтология, позитив, проекты, сарказм, социология, стратегия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment