?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

28.07.2019г. у речки Буян, неподалеку от села Старый Буян в очередной раз прошел традиционный этнофестиваль "Битва Тимура и Тохтамыша", ставший в этом году международным фестивалем "Русь. Эпоха объединения". С "международным"-то всё ясно - по причине прибытия и непосредственного участия в нем делегаций из Узбекистана и Казахстана. А вот смена названия, думается, не соответствует историческим реалиям той эпохи в целом и касаемо непосредственных последствий этого грандиозного сражения войск Великого хана Золотой Орды Тохтамыша и Великого эмира Мавераннахра, Хорезма и Великий Хорасана ("султана Турана" - как он себя называл) Тимура, имевшего впоследствии предопределяющее значение для генезиса государственности нашей страны.

Следует отметить явно выросший уровень проведения мероприятия по сравнению с прошлыми годами, как собственно сценарий этнофестиваля и его воплощения, так и концептуального изменения подачи исторического материала в сторону реалий того времени.



Будучи приглашенным организаторами в качестве модератора дискуссионного клуба, осмотрел площадку мероприятия до его начала, по ходу вкусив яства и вкусный чай в раскинувшихся там торговых рядах.


После чего полностью окунулся в "интеллектуальную" сферу прошедшего этнофестиваля, о чем поведаю поподробней и в некоторых красочных деталях.


Поприсутствовал на круглом столе "Туризм как объединяющий фактор межрегионального сотрудничества", где выступали как представители профильных ведомств самарского региона, так и представители Кашкадарьинской области Узбекистана и Западно-Казахстанской области.


Как обычно и ожидаемо, "самарские" говорили в рамках господствующей ноне у местных властей концепции туризма, имеющей мало общего и с реалиями и с историческим потенциалом нашего края. Узбекские же товарищи, представляющие музей имени Амира Темура, были очевидно погружены в тему исторической эпохи нашего этнофестиваля и оперировали конкретикой. Представители Казахстана в своих докладах сделали упор на презентацию имеющегося у них туристического сектора.

Теперь о дискуссионном клубе, модератором которого (о чем уже упомянул выше) был Ваш покорный слуга. Без ложной скромности отмечу, что в этом году, - в отличие от прошлогоднего фестиваля, - выступления и дискуссии шли в явно продуктивном ключе. Тут заслуга и выступавших экспертов, ну и мой вклад имеется (как модератор - жестко пресекал отклонения от темы мероприятия).
В своем вступительном слове мною было отмечено, что в официальной версии российской историографии события эпохи Золотой Орды, в середине 17 веке [в ответ на неоднократный отказ царей Руссiи принять "западное христианство" и лечь под Ватикан] польскими католическими ксендзами сознательно оболганной и названной т.н. "татаро-монгольским игом", - намеренно предана забвению и/или значительно интерпретирована в негативной коннотации. Это, в т.ч., касается и произошедшей в наших краях битвы Тимура и Тохтамыша - события цивилизационного значения, несомненно предопределившего последующий генезис государственности нашей страны и дальнейшую судьбу собственно земель нашего средневолжского региона, его нонешнюю топонимику и этнографическую палитру.
Также коснулся вопроса хронологии того времени, точнее - несоответствия применения в современных исследованиях той эпохи принятого только со времен Петра Первого летоисчисления "от Рождества Христова", соответственно обсуждаемое сражение датируется 6900г. "от сотворения мира" или 793г. по мусульманскому календарю.
Что характерно, что ровно через 100 лет, в 7000г. от сотворения мира [1492г. от Р.Х.] князь Московии Иван III Грозный (как его называли современники) назвал себя "[первым] русским царем" и объявил миру о новом государственном названии "Руссiя" - державе, законно и обоснованно принявшей символ империи-"двуглавого орла"(обозначавший в улусе Джучи ("Золотой Орде") правый и левый тардуш [крыло] Орды) и заявившей о своих притязаниях на восстановление своей власти над всеми прежними улусами Золотой Орды.

С весьма интересным и содержательным докладом "Битва на Кондурче 1391. Мифы и реальность" выступил А.М.Назаров, самарский краевед, настойчиво и продуктивно изучающий эту тему и обладающий глубокими познаниями в этой сфере. Кстати, его доклад вызвал больше всего вопросов у присутствующей публики, пришедшей на наш дискуссионный клуб.
Красок в обсуждение битвы Тимура и Тохтамыша добавил член Союза писателей РФ, самарский писатель Д.В.Агалаков со своим выступлением "Тимур и Тохтамыш".

Очень интересную и ранее не звучавшую информацию поведал известный самарский эколог-этнограф Ю.К.Рощевский в своем докладе "Битва Тимура и Тохтамыша и окружающая среда". Оказывается, - и археология это показывает, - с времен этого эпохального сражения (в котором согласно свидетельствам современников участвовало до 300тыс.воинов с каждой стороны) и вплоть до относительно недавнего времени в экосистеме нашего края полностью исчезли кабаны и лоси. Со своей стороны, к этому добавил, что это может быть четким подтверждением как случившейся именно в наших землях битвы, так и огромного количества принимавших в ней участие воинов - поскольку в "кочевом" военном искусстве обязательным элементом "боевого слаживания подразделений войска" являлась массовая охота на крупных копытных животных, что, по всей видимости, и привело к полному выбиванию поголовья кабанов и лосей.
Резюмируя, можно смело охарактеризовать прошедший дискуссионный клуб как весьма познавательное и интересное для присутствовавших мероприятие, прошедшее в живом и непринужденном ключе.





Также стоит отметить качественную сценическую реконструкцию битвы Тимура и Тохтамыша. Красочные реквизиты, хороший сопроводительный текст, определенный экшн действа - понравились многочисленным гостям фестиваля.





При этом отметил для себя некоторые нестыковки реалиям того времени (например, что вместо надлежащего "стилизованного" двуглавого орла на золотом бунчуке юрты Тохтамыша был нарисован сокол с монгольской пайцзы, а в строе мусульманского войска Тимура присутствовали дружинники с щитами с христианской символикой, что явно было неуместно для полностью исламской армии, но, в то же время, было вполне органично в поликонфессиональном войске Золотой Орды), что непременно доведу до организаторов мероприятия.




Кстати, выскажу свое предположение, почему Великий эмир Тимур называл себя "султаном Турана". Учитывая, что этимология топонима "Туран" весьма проста и указывает на "тюркскую" природу, то бишь - "туран"[тюран]="тур"/тюр + топоформант"-ан"= "тюркские земли", - логично предположить, что эмир Тимур, называя себя в известной "Карсакпайской надписи Тимура" "Султаном Турана, как бы брал на себя роль Лидера всего "Тюркского мiра", всех кочевников Великой евразийской степи...

Что ж, будем надеяться, что к следующему этнофестивалю "Битва Тимура и Тохтамыша": краеведы - нароют и предоставят бОльший массив исторической информации, экологи - проведут дополнительные исследования имевших изменений экосреды, организаторы - еще ближе подойдут к соответствию историческим реалиям, власти - осознают значимость и перспективы этого исторического этнофестиваля.

Comments

(Anonymous)
Aug. 2nd, 2019 07:25 pm (UTC)
mzs
ну я низнаю,
как там в булгарском,
а в татарском языке нур-луч,
а нурлат -лучистый.

как-то так.

с праздником вас майор.
alexpsw
Aug. 3rd, 2019 06:26 am (UTC)
Re: mzs
Вы приводите более позднюю, современную интерпретацию топонимики. В то же время в более ранней, собственно булгарской топонимике "нур" понимается как "поле" и неоднократно встречается. (Навели на мысль написать отдельное эссе о "булгарском феномене" в "тюркском мире").
За поздравление - благодарствую! Кстати, вчера за праздничным столом как-то выплыла тема о "неуемном росте в званиях" ранее служивших в начальных офиц.званиях ноне сугубо гражданских, но "военно-патриотических активистов при власти". Эдак оне и до хенералов дорастут! ))

Profile

alexpsw
alexpsw

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars