alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Category:

В Хвалынском краеведческом музее

Будучи в Хвалынске, однозначно стоит посетить находящийся там краеведческий музей (между прочим, один из старейших музеев Поволжья). И в программе нашей недавней поездке в этот городок это было одним из основных пунктов.
Основателем музея является Михаил Алексеевич Радищев, правнук писателя А.Н. Радищева, служивший в должности городского судьи Хвалынска. Собранные им коллекции холодного и огнестрельного оружия, нумизматическая, этнографическая, орнитологическая уже в конце XIX века составили частное музейное собрание, которому в 1919 году Советская власть присвоила статус Хвалынского естественно-исторического музея.




Музей располагается в самом центре города в двух зданиях. Отдел истории музея расположен в старинном двухэтажном помещичьем особняке в стиле "эклектика" постройки начала 19 века, хозяином которого был М.А.Радищев. Именно в этом особняке в конце 19-го века им был открыт первый в Хвалынске публичный музей.





Здание же отдела природы построено в 1977 году специально под музей в типично советском функциональном стиле - по указанию видного советского партийного и государственного деятеля, члена Политбюро ЦК КПСС, Секретаря ЦК КПСС М.А. Суслова, уроженца Хвалынского уезда Саратовской губернии. И вполне объяснимо, что в этом здании находятся весьма искусные мозаики настенных панно с М.А. Сусловым, В.И.Лениным и Л.И.Брежневым, выполненные из арагонита (найденного в Березовском карьере Пугачевского района Саратовской области единичного крупного гнезда мраморного оникса).





В залах отдела истории размещены экспозиции купеческого быта, а также часть коллекций икон, как писанных, так и меднолитых, старопечатных и рукописных книг, церковной утвари из Черемшанских старообрядческих монастырей, находившихся вблизи Хвалынска. Эти монастыри еще в начале 20 века являлись последним оплотом старой веры в Поволжье.






Отдельной экспозицией показан быт хвалынчан на рубеже ХIХ-ХХ веков. Историю Черемшанских старообрядческих монастырей отражает экспозиция, в которой уникальные старообрядческие реликвии: Царские врата Успенского храма Черемшанского мужского монастыря, храмовые иконы, личные вещи настоятелей обителей, медное литье и церковные книги ХVIII- ХIХ вв.




Содержательны экспозиции по истории Хвалынска. Археологическая коллекция позволяет проследить весь антропогенный разрез от палеолита до средних веков. О существовании местной металлообработки в середине 2-го тысячелетия до н.э. свидетельствует уникальный клад бронзовых изделий из с.Сосновая Маза близ Хвалынска, большая часть которого была передана М.А.Радищевым в Государственный исторический музей, где экспонируется и поныне.


Последовательно представлены в экспозиции все эпохи и культуры вплоть до поздних кочевников, включая эпоху Золотой Орды.




Хвалынск, - в современном его понимании, - был основан как сторожевой пост на волжском острове Сосновый, откуда и получил свое первое название. В 1685 году село перенесено на правый горный берег. Рыболовные снасти, орудия хлебопашества первых поселенцев и чугунное било, извещавшее жителей крепости-городка об опасности, судовые пушки, кремневые пистолеты и английского образца мушкет дают представление о жизни и занятиях людей, некогда живших здесь.



В 1780 году Екатерина II преобразовывает село в уездный город Хвалынск, вероятно, по названию кочевых племен хвалиссов, некогда обитавших на берегах Хвалисского [ноне Каспийского] моря.


Историю заселения края и его разнообразный этнический состав - опять же в нонешнем понимании этого вопроса, - иллюстрирует этнографическая коллекция, в которой присутствует: мордовский и чувашский праздничные костюмы, головные уборы, татарские украшения.




В общем экспозиции Хвалынского краеведческого музея оставили впечатление достойного уровня. Но при этом есть и замечания, кои не преминул впрямую высказать сотрудникам музея.
К сожалению, вообще не представлена история города советской эпохи - хотя Хвалынску есть что показать и есть чем гордится, да и в запасниках музея, как выяснилось, есть достаточно экспонатов на эту тему.

Также указал на традиционную для российских музеев заведомо неправильное указание хронологических моментов, относящихся к времени "до России" (до Петра I, введшего в 1700г. "западное" летоисчисление "от Рождества Христова"). Что наряду с элементами постРаскольной/"романовской" интерпретацией отечественной историографии - зачастую значительно искажают реалии событий средневековой эпохи. Кроме того, предложил добавить в экспозицию истории заселения края указание на битву Тимура и Тохтамыша (6900л.от сотв.мира/1392г.Р.Х.), ставшей прямой причиной запустения этих мест и их дальнейшего повторного заселения с 17в. жителями Темниковского, Касимовского, Симбирского и Пензенского уездов - почти как и в истории нашего Самарского края.
Tags: "Русский мир", "мудрые законодатели", Запад, Мордовия, Нац.безопасность, Российская империя, Россия, СССР, Тамбов, актуализация, деструктив, история, казачество, клерикализм, конфликтология, нац.вопрос, образование, позитив, природа, проекты, социология, стратегия, эзотерика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments