?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По итогам недавней поездки в волжский городок Хвалынск (с прямо-таки ощущаемой речной энергетикой), посещения их краеведческого музея с прекрасными экспозициями (кои дают пищу для анализа и размышлений), соотносясь с имеющимися представлениями генезиса "Русского мiра" и событийной логикой просторов нашей "евразийской Ойкумены" - имею смелость представить свое видение историко-этнографической стороны Хвалынского края времен среднего и позднего Средневековья.

Несомненно местность, где ноне расположен Хвалынск и окрестности, - издревле использовалась родами как жившими в этих местах оседло, так и кочевавшим в Великой степи по обе стороны великой реки Ид/Идель/ (ноне - Волга).
Причем житие у реки обусловило "финно-угорский" уклад жизнедеятельности части населения, с соответствующими сакральными представлениями, а именно - поклонению Реке. И именно это дает простую разгадку как этимологии топонима "Хвалнск", происхождение коего идет от этнонима "хвалисы/хвалиссы", так и самого этого этнонима. Поскольку в финно-угорской этимологии "хвалисы/хвалиссы"= "хвал"["поклоняться, воздавать хвалу"]+"иса/исса"["река"]= "поклоняющиеся Реке"/"речники". И вполне естественно, что в древности тех, для кого Река была и Святостью и укладом (который смело можно назвать "угорским"- "речные номады") их жизни, - называли "хвалисы/хвалиссы", а нонешнее Каспийское море - "Хвалиским/Хвалисским".
Что характерно, в лесостепной зоне, - кстати, как раз в землях "буртас", - от нонешней Волги до Северского Донца присутствует много "финно-угорских" гидронимов с окончанием "-иса/исса"). Да тот же Северский Донец средневековая Европа знала как Танаис ("тана"+"ис[а]") - река, где стоял известный всему тогдашнему миру город Тан.

Следует отметить характерные для проживавшего в рассматриваемой местности [нонешнем Хвалынском крае] населения, - в его "финно-угорской" части, - соответствующие "производственные компетенции", связанными с речными перевозками и обеспечением переправы в удобном месте. Думается, что это древнее поселение по своей сути было очень схоже с ранним Киевом, с той лишь разницей, что оно [назовем его условно "Хвалын/"Хвалынь"] было на восточной границе Хазарского каганата, а Киев - на западной. Похожие географические условия (большой остров посреди большой реки), необходимость обеспечения переправы на древнем сухопутном пути "Восток-Запад" и соответствующее взаимодействие "финно-угорских" и "тюркских" родов - несомненно указывают на возможность схожей историческо-этнографической картинки этих поселений в домонгольский период. И археологические находки Хвалынского края дают все основания для этого.

Так в окрестностях нонешнего Хвалынска в Банном овраге в устье реки Черемшан были найдены доказательства нахождения там в дозолотоордынский период поселения, где совместно жили как "финно-угры" с соответствующими "мордовскими верованиями, так и "тюрки", а именно -"половцы"("куманы"), принявшие к тому времени "восточное христианство" в виде "несторианства". Видимо, до самого прихода "монгольских" войск Бытыя "половецкие" роды под дланью хана Котяна привычно кочевали в родных для них степных просторах Хазарского каганата от "Хвалына/Хвалыни" до Киева.

Логично предположить, что Хвалынский край был некой границей Хазарского каганата и Волжской Булгарии. (Кстати, в этом свете метафизично выглядит пограничный столб в парке Победы г.Хвалынска). И именно здесь [явная аналогия с Самарской Лукой], в лесах Хвалынских гор - издревле расположились "чувашские" поселения, появившиеся здесь, видимо, еще в VIIIв. по ходу движения вверх по Идели орды Котрага, второго сын Хана Великой Болгарии Кубрата. (Кстати, это ниже по течению Волги подобных исторических поселений не существует). Что, логично предположить, дало основание Волжской Булгарии считать эти земли своими, и дальнейшая судьба их в эпоху Золотой Орды указывает на отнесение их к её булгарскому улусу, некой границей которого в этих местах проходила по реке с нонешним названием "Терешка"(ударение на первый слог).
Этимология этого гидронима Хвалынского края весьма показательна и напрямую связана с его исторической судьбой. Судя по-всему этот гидроним вначале имел "тюркскую" природу - "Терк"["терк/терек"="быстрая, стремительная река", что так-то и соответствует реалиям]. А, можно предположить, у "финно-угорской" части местного населения это название произносилось как "Тереш".
Учитывая, что все поселения Хвалынского края, как относящиеся к булгарскому улусу Золотой Орды, - были начисто разорены войсками Великого эмира Мавераннахра ("султан Турана", как он себя называл) Тимура после его победы над войсками Великого хана Золотой Орды Тохтамышем в 6900л.от сотв.мира(1392г.Р.Х) в эпической битве у реки Кондурчи, - в этих местах случилось вторичное заселение, а именно начиная с конца 17в. сюда переселились "татарове" и "мордовине" с Касимова, Темникова, Пензы, Симбирска. Что в случае с этимологией рассматриваемого гидронима привело к его небольшому изменению на "Тереша" с характерным "финно-угорским" окончанием - гидроформантом "-ша". И уже позже в русском языке произошло уменьшительно-ласкательное изменение на "Терешка", но ударение так и осталось на первом слоге.

Следует отметить, что Хвалынский край весьма значим для старообрядцев. И этому есть древняя историческая подоплека. Потому как (и это отмечалось выше) в этих местах издревле, еще со времен Хазарского каганата проживали последователи восточного христианства - "половцы", исповедающие "несторианство", суть которого очень близка к устоям Руськой Церкви. Вполне естественно, что у реки Черемшан (что недалеко от нонешнего Хвалынска) еще в золотоордынский период обосновались общины Руськой Церкви, к представителям которой и заходил Святитель Алексий в ходе своего пути по Итилю/Идели в столичный Бату-Сарай. И нет ничего странного и вполне логично, что в это веками намоленное последователями Церкви Востока - вначале "несторианами"-половцами, затем "русью" Руськой Церкви, - устремились после начала жестоких постРаскольных гонений в ходе "никоновской реформации" последователи "старообрядческих"/"староверческих" толков. И потому в этом свете также метафизично-органично в парке Победы г.Хвалынска выглядит бюст В.И.Ульянова(Ленина), сформировавшего свои революционные воззрения в среде самарских староверов-беспоповцев Поморской церкви.

Такова вот интересная судьба Хвалына/Хвалыни - древнеисторического аналога Киева (хотя можно сказать, что Киев - аналог "Хвалына/Хвалыни"), в отличие от которого, - в силу возобладавшей постРаскольной версии отечественной историографии, - весьма характерная для генезиса "Русского мiра" история славного Хвалынского края была отодвинута куда-то в дальние задворки...

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
lj_frank_bot
Sep. 22nd, 2019 07:32 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

alexpsw
alexpsw

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars