alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Categories:

Трое в лодке (не считая водки)-2020. У Ёдомась-леса.

Ставший хорошей традицией, начало которой было положено еще в 2016 году (о чем не раз ранее было поведано на этом блоге), этнографический тур по Самарскому краю, совершаемый нами во второй половине лета, - в этот раз был локализован в границах бывшего Сызранского уезда Симбирской губернии, а ноне Сызранского и Шигонского районов Самарской области. Как и прежде, в той же самой мужской компании из 3-х чел. (врач-хирург, инициатор [водитель-кулинар из Homo perectum с его внедорожником "Hover"] и Ваш покорный повествователь-летописец доморощенного разлива) - также колесили по лесным и полевым дорогам бескрайних просторов нашего волжского края.
Первая часть нонешней поездки была запланировано посвящена т.н. "Рачейским Альпам", по факту оказавшаяся первичным знакомством с Едамаским (он же - Едамский, Адамаский) лесом, этимологии названия которого коснусь ниже.

Этногеографический тур-2020 начали с прибытия в с.Смолькино, весьма старого чувашского поселения, образовавшегося по мнению местных краеведов не позже 17 века, то бишь в процессе вторичного заселения этих мест бывшего булгарского улуса Золотой Орды, разграбленных и опустевших в результате поражения Великого хана Тохтамыша от Великого эмира Тимура в грандиозной битве у р.Кондурчи в 6900л. от сотвр.мира (1392г.Р.Х).


И, видимо, обстоятельство вторичного заселения может объяснить этимологию названия произрастающего здесь соснового бора, которое служивые писцы записали со слов местных жителей чувашей и мордовине-эрдзян как "Едамаский/Едамский/Адамаский лес". И при этом логично предположить, что этот явно "финно-угорский" дремоним имел первоначальную форму "Ёдомась"=["ёдо"(др.угор."ódon" - "старинный, древний")+"мась"("место/земля")]= "[лес] на старинном/древнем месте/земле", "старинный/древний лес". Что, кстати, соответствует его природно-временным характеристикам последствия древнего оледенения, оставившего нам уникальные объекты-памятники природы: Рачейский бор, Рачейская тайга, Семиключье, Моховое и Узилово болота, Рачейские скалы.


Двигаясь на авто в этих местах, где зачастую отсутствует мобильная связь и почему-то "зависает" навигатор, мы лесной песчаной дорогой приехали, сами того не ожидая, в земли, как я представил своим товарищам, "моего фамильного удела", то бишь - деревню Ерёмкино Теренгульского района Ульяновской области.


Что сказать? Ощущения явно не радужные: мобильной связи, почитай, нет, как и асфальта внутри деревни, радости в глазах жителей также не увидели, вновь построенная в 1999г. на личные средства деревянная церковь Св.Николая Чудотворца хоть и в удовлетворительном состоянии, но службы в ней явно редкие...


После удручающего мою "поместничную душу" осмотра сосновым бором вернулись на окраину с.Смолькино, на берег рукотворного озера Чайное, на берегу которого расположился "Смолькино Эко-Вилладж" - весьма дорогой глэмпинг, забронированный полностью в нонешних ковид-условиях.


А так как там также не было мобильной связи, мы путем оценки мощности принимаемого сигнала выбрали место для своего бивуака прямо на Рачейских скалах, у знаменитых "лабиринтов".



Соответственно, и сразу после обустройства, пришедшего на вечер, и на следующее утро под присмотром черного дятла-желны уделили много времени осмотру красотам окружающей природы, явившей весьма причудливые формы каменистых выступов среди высоких сосен.




Внимательно осмотрев скалы и произрастающую на них растительность, не могу предаться душевному трепету адептов древней сакральности, видящих в этих местах рукотворные объекты поклонения и проводящие здесь свои новомодные обряды.




Поскольку предполагаю, что необычные формы скал являются следствием многовековой природной эрозии. Которой качественно помогают представители флоры, пытающиеся укорениться в скальных углублениях и путем электрохимической реакции делающие из углублений причудливые отверстия.



После обеда наша компания тронулась в дальнейший путь, поставив своей целью встретиться с местным краеведом Валентиной Николаевной Толяковой и осмотреть восточную часть Ёдомась-леса. Для чего выбрали "северный" маршрут его объезда - через ульяновскую д.Борла, вдоль одноименной речки и по течению р.Усы, когда-то в древности носившей название "Нуза" (как вариант "Уза"), этимологии которых будет отдельный пост.


Прибыв в с.Троицкое, встретились с уважаемой Валентиной Николаевной - в официальном миру хранителя музея библиотеки И.И.Дмитриева. К сожалению, в силу имеющихся у нее объективных причин, поговорить обстоятельно не удалось, но и небольшое время беседы дало нам возможность узнать интересную информацию, поделиться знаниями касаемо истории этих мест. И у фрагмента окаменелого дерева в ее дворе обусловились обязательно встретиться еще раз, чтобы уделить внимание как этимологии местных гидронимов и топонимов, так и осмотру "ключевых" мест Ёдомась-леса.


Соответственно, нашей этногео-тур-компанией было принято решение кардинально изменить маршрут, и мы, обсудив возможные варианты, отправились на берег Волги в район села Подвалье.
Tags: "Русский мир", Россия, Самарская обл., актуализация, история, клерикализм, личное, нац.вопрос, образование, позитив, природа, проекты, социология, стратегия, эзотерика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment