alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Categories:

К медийной "загадочности" Куликовской битвы

В свете эдакой круглой (всё ж 640 лет прошло) годовщины Куликовской битвы, случившейся в сентябре 6888 лета от сотворения мира (по практиковавшемуся тогда летоисчислению, а в переводе на нонешнее будет 1380г.Р.Х.), в российских масс-медиа и соц.сетях появилось много материала на тему этого, считающегося сверхзначимым для истории нашей страны события. При этом зачастую говорится о эдакой " "загадочности" как предпосылок, так и собственно расклада Куликовской Битвы и шагов московского князя Дмитрия Ивановича, после сражения обоснованно прозванного "Донским".

Хотя, если отойти от пришедших с католической Европы догм о "татаро-монгольском иге", связанных с этим тенденциозных интерпретаций в "прозападной" "романовской" версии отечественной историографии и рассматривать события того времени согласно реалий Золотой Орды, то всё, что связано с Куликовской битвой становится легко объяснимым и вполне логичным.
Начну с главных героев рассматриваемого события - хана Мамая и князя Дмитрия.
Хан Мамай, являясь руководителем Ногайского улуса Золотой Орды, не был "чингизидом" по роду, хотя и носил высокий титул "беклярбек". И не имея законных прав на великоханский трон Золотой Орды, тем не менее вполне успешно начал борьбу за главенство в Золотой Орде, где законным Великим Ханом был избран "чингизид" Тохтамыш. При этом темник Мамай опирался не только на тумены своего, Ногайского улуса, но и на поддержку "сочувствующих" "военноначальников" Крымского и Мохшинского/Наровчатского улусов, а также значимую помощь католической Европы/Ватикана в лице наёмной генуэзской пехоты и войск литовских князей. По сути беклярбек, ногайский хан Мамай поднял против своего высшего военноначальника, законного Великого хана Тохтамыша бунт, не являясь даже "чингизидом".
В отличие от хана Мамая московский же князь Дмитрий, будучи законным руководителем Московского улуса золотой Орды, являлся "чингизидом" (как потомок князя Александра Невского). И являясь по праву обладателем ярлыка на княжение/руководство Московским улусом, князь Дмитрий, являясь равнозначной начальствующей величиной с ханом Мамаем (оба - назначенные руководители в своих улусах), согласно действовавших тогда понятий не признал Мамая "Великим ханом Орды" и его решение [6880л.от сотв.мира] по передаче ярлыка на княжение в Московском улусе князю Михаилу Александровичу Тверскому, а также по закону проигнорировал [6882л.от сотв.мира] требование Мамая выплачивать ему сбор в "центральную" казну с Московского улуса.
Оставаясь верным Ставке законного Великого хана Тохтамыша, московский князь Дмитрий перебил [6883л.от сотв.мира] прибывших в Нижний Новгород "тьму/тысячу" воинов посольства темника Мамая, а главу этого отряда мурзу Сарайку и его личную охрану посадил в крепость. Пробыв в заключении около года, мурза попытался бежать, но был убит вместе со слугами. Весной 6884л.от сотв.мира войско московского улуса во главе с князем Боброком-Волынским вошло в пределы булгарского улуса, где взяло значительный откуп со ставленников Мамая и посадило там своих руських "таможенников", тем самым восстановив законный порядок в булгарском улусе Золотой Орды и обеспечив надлежащие поступления с торговых путей в казну Ставки законного Великого хана Тохтамыша. В 6886л.от сотв.мира смутьян и изменник ногайский хан Мамай решился на прямое столкновение с московским князем Дмитрием, но посланное им войско под командованием мурзы Бегича потерпело сокрушительное поражение на р.Вожа. По сути, действия войск московского улуса князя Дмитрия прямо способствовали тому, что в 6886-6888л.от сотв.мира законный руководитель Золотой Орды
Великий хан Тохтамыш восстановил свою власть в великоханском улусе и укрепил свои позиции в Золотой Орде в целом.
Посему вполне логичным и легко объяснимым с военно-политической точки зрения видится решение Великого хана Тохтамыша поручить московскому князю Дмитрию (как руководителю тумена оставшегося верным Ставке московского улуса и как "чингизиду") подготовку и проведение сражения с войсками смутьяна и изменника ногайского хана беклярбека Мамая. То, что в войске князя Дмитрия кроме дружин удельных князей московского улуса были и воины "мордовских" инязоров и "татарская" конница - говорит о придании тумену московского улуса части туменов из Булгарского и Великоханского улусов. Кроме того, схема построения подразделений (полки правой и левой руки/правое и левое крыло, засадный полк) и тактика действий на поле боя, примененная московским князем Дмитрием в Куликовской битве - полностью соответствует традициям "степного" военного искусства, характерным еще со времен Чингисхана.
При этом построение войск, противостоящих князю Дмитрию, было явно "европейским", на что, логично предположить, повлияло присутствие в боевых порядках, кроме собственно верных Мамаю туменов ногайского и крымского улусов, и наёмной генуэзской пехоты. И, можно предположить, что если бы к хану Мамаю успели подойти части тумена мохшинского/наровчатского улуса и войск литовских князей, то и построение боевых порядков у Мамая был бы иным, да и итог битвы явно отличался бы от имевшей место быть в этой Куликовской битве победы верных законной власти Золотой Орды войск под командованием московского князя Дмитрия, ставшего после этого для всех "Донским".

Оценивая историческое значение Куликовской битвы, однозначно следует отметить, что это был первый и удачный опыт передачи дела защиты государственных/"имперских" интересов и законного порядка в Золотой Орде руководителю Московского улуса-московскому князю и его тумену, составившему основные силы боевых порядков в важном для ставки Великого хана сражении с сильным противником, смутьяном и изменником. Песок исторических ветров и длительное забвение эпохи Золотой Орды стерли имя того, кто в "Генштабе"/Ставке Великого хана посоветовал Тохтамышу делегировать московскому князю Дмитрию командование в стратегически значимой битве, но решение было очень верным и своевременным.
А с другой стороны, "Москва", приняв на себя подготовку и проведение Куликовской битвы, показала себя "имперским" защитником и, ощутив вкус победы, сохранила его в дальнейшем. Что на ментальном уровне спустя век стало по праву и принятым тогда понятиям основой правопреемства власти над землями всех улусов ушедшей в небытие Золотой Орды.

Нельзя не упомянуть весьма характерные события, последовавшие после Куликовской битвы.
Вскоре власть в Москве захватила группировка сторонников Литвы, которая поставила московским князем Остея, внука Ольгерда. Законный московский князь Дмитрий бежал из Москвы, а через время ее покинула и княжеская семья и митрополит Киприан.
Вполне объяснимо и логично, что Великий хан Тохтамыш двинул свои войска в защиту законного порядка против "пролитовских" смутьянов и изменников руководителя своего улуса, а также для поддержки московского князя Дмитрия Донского - с одной стороны как "чингизиду", то бишь своей родне, а с другой стороны -законному руководителю своей провинции, московского улуса Золотой Орды.
Руководил [6890л.от сотв.мира] обороной взбунтовавшейся Москвы от законного золотоордынского хана Тохтамыша литовский князь Остей - один из князей династии Гедиминовичей, внук Ольгерда. [Некоторые исследователи предполагают в нём сына Андрея Ольгердовича либо Дмитрия Ольгердовича]. Погиб вне города непосредственно перед вхождением в Москву и ее разорением войском Великого хана Тохтамыша.
Тохтамыш применил хитрость - сделал вид, что идёт с москвичами на мировую и даже предложил им выбрать одного из нижегородских князей, давних соперников московских. Считается, что осаждённые москвичи были обмануты находившимися в стане хана Тохтамыша и оставшиеся верными законной власти Золотой Орды нижегородскими княжичами Василием и Семёном, которые открыли ворота и вышли к Великому хану с дарами.
Вот таким образом золотоордынский хан Тохтамыш восстановил в правах законного руководителя московского улуса московского князя Дмитрия и не дал "пролитовским"/"прозападным" московским "сепаратистам" осуществить отторжение Москвы и вверенных ей уделов московского улуса под власть католической Литвы, результатом чего однозначно бы стало уничтожение Руськой Церкви и иной ход истории нашей страны.
Tags: "Русский мир", "мудрые законодатели", Запад, Каскад, Нац.безопасность, Россия, актуализация, геополитика, история, казачество, клерикализм, конфликтология, нац.вопрос, проекты, социология, стратегия, эзотерика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment