alexpsw (alexpsw) wrote,
alexpsw
alexpsw

Categories:

О цветовой идентификации сторон Света в "евразийской Ойкумене"

В Навруз, древний традиционный праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов, самое время вспомнить о цветовой идентификации сторон Света/определенной цветовой геосимволике, применявшейся в "евразийской Ойкумене" в Средневековье и раньше - каким цветом они обозначались у живших там народов и как это отображалось в географических названиях и названии социумов.

В указанные времена Стороны Света имели свои конкретные цвета: Западу соответствовал белый цвет, Северу - черный, Югу - "красный", Востоку - цвет Неба ("голубой", точнее - "сине-зеленый").
Можно предположить, что применение в древности именно этих цветов напрямую связано с технологическими особенностями изготовления красителей у многих племен древнего мира, когда существовали всего три цветообозначения: черный, белый и красный.
Упомянутая цветовая геосимволика нашла отражение в лексике различных социумов нашей "евразийской Ойкумены", и ее применение в названии географических объектов, племен/народностей, локаций их проживания - четко указывало на связь со сторонами Света.
Так "тюркизмы" "ак"["белый"], "кара"["черный"],"кок"["сине-зеленый"] в упомянутых случаях легко указывали на географическую идентификацию. Соответственно, "Ак Орда" понималась как "Западная Орда", а "Кок Орда" - как "Восточная Орда", что точно соответствует их географическому расположению.
Деление племен на "черных" и "белых" было обычно у "тюркских" народностей.
Названия объединений "тюркских" кочевых племён "Кара-Коюнлу" и "Ак-Коюнлу" - явно не относились к расцветке баранов, а к их географической привязке относительно друг другу. То бишь тюрки "Кара-Коюнлу" - это не «чернобаранные» по изображению на знамени тамги "кара-коюн" (как принято в нонешней историографии), а указание на северное расположение их земель относительно западного расположения земель тюрок "Ак-Коюнлу", коих буквально ноне определяют как «белобаранные». Что, собственно, и соответствует географии их кочевий.
Думается, что и "тюркский" соционим "каракалпаки" и родственные им "черные клобуки" - в своих названиях не имеют ничего общего с черным цветом своих головных уборов, но содержат указание на северную сторону света.
Рассматриваемое цветовое обозначение сторон Света нашло свое отражение и в русской лексике. Так, "белая русь" была идентификационным указателем на население-последователей восточного/ортодоксального христианства в традиции Руськой Церкви, проживающего на западных землях, "червонная/червная [красная] русь" - на южных землях. Логично, что под фразой "черная русь"(которое упоминалось в титуле русских царей) понимались проживающие на северных землях.
И то же Карское море, находящееся на Севере - от "кара"(черный). Не будет удивительным, если в древних свидетельствах указано именно "Червное море", понимаемое тогда как "Южное море", и лишь позже, из фонетического казуса упрощения, стало обозначаться как "Черное море".
Руськие источники подтверждают, что словом «черный» обозначался Север, словом «белый» — Запад:«...половецкая земля (Дешт-и-кипчак) делилась [в середине XII в.] на Белую и Черную Куманию. Белая, или Западная, Кумания включила в себя приднестровские и приднепровские кочевья. Центром Черной Кумании был Северский Донец». Из сказанного следует, что "Черная Кумания" лежала на севере или северо-востоке, а "Белая Кумания" — на западе или юго-западе Половецкого поля.
Кубанские (или приазовские) болгары назывались "черными болгарами", а их земли — "Черной Болгарией", что, конечно, было связано с ее географическим положением и являлось переводом слова "кара" в его географическом значении.
Константин Багрянородный писал, что на правом берегу Днестра «имеются опустевшие города: первый город называется у печенегов "Белым", вследствие того, что камни его кажутся белыми». Но в записи Идриси «читается (здесь) начальный слог „Ак“, обозначающий "белый". Возможно, что Идриси сохранил нам то печенежское (или половецкое) название Белгорода, которое Константин Багрянородный дал в греческом переводе. Если это так, то печенеги (или половцы) могли назвать этот город "Белым" только по одному признаку: "расположенный на западе" [Взято здесь].

Посему, рассматривая древние времена, обязательно стоит принимать во внимание, что семантика географических названий, названий социумов и локаций их проживания - зачастую содержит указание на географические стороны Света в виде упоминание соответствующей цветовой геосимволики, где эти цвета, и это тоже необходимо учитывать, на разных языках могут звучать по-разному.
Tags: "Русский мир", Арктика, Ближний Восток, Каскад, Нац.безопасность, Россия, геополитика, история, клерикализм, нац.вопрос, образование, позитив, природа, проекты, социология, стратегия, эзотерика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 9 Мая с военными песнями

    Выйдя из здания Самарского речного вокзала, куда я прибыл вскоре после окончания военного парада Великой Победы, который традиционно прошел 9 мая…

  • Военный парад 9 мая 2021г., г.Куйбышев

    Да, именно это славное советское наименование города-"Куйбышев" присутствовало на прямой трансляции военного парада, который традиционно прошел 9 мая…

  • Архипелаг Проран

    Каждый год в пору весеннего половодья на Волге наш остров Поджабный (Проран) из острова превращается в настоящий архипелаг. Поскольку все лесные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment